Фраза дня
Нет стремления более естественного, чем стремление к знанию.
Мишель де Монтень

Наука
Экспертные,консалтинговые,
научно-методические
услуги

- Национальный проект «Наука и университеты»
- Междисциплинарная научно-образовательная олимпиада школьников «Малая академия наук «НИКА» (2023 год)
- Наиболее значимые публикации
- Серия вебинаров о библиометрии и продуктах Clarivate Analytics и практические рекомендации по публикации в международных журналах международной базы научного цитирования Web of Science
- Регистрация на мероприятия
- Обновлен список ВАК
- Обновлен список российских журналов в Scopus


Институт филологии

Институт филологии создан в 2015 году на базе факультета иностранных языков, факультета лингвистики и межкультурной коммуникации, филологического факультета, кафедры иностранных языков, кафедры русского языка как иностранного.
Такое объединение ресурсов позволило создать мощную базу для подготовки высококвалифицированных кадров в области профессионально-педагогического и филологического образования.

Директор
Васильева Татьяна Юрьевна
Телефон: 32-84-20, кабинет 516 (5 учебный корпус)
Эл. почта: vasileva_tu@lspu-lipetsk.ru

Заместитель директора по учебной работе
Белая Евгения Ивановна
Телефон: 32-84-32, кабинет 516 (5 учебный корпус)
Эл. почта: belaya_ei@lspu-lipetsk.ru

Заместитель директора по учебной работе
Ирина Владимировна Гайдукова
Телефон: 32-84-09, кабинет 413 (5 учебный корпус)

Заместитель директора по научной работе
Сарычев Ярослав Владимирович
Телефон: 32-84-43, кабинет 415 (5 учебный корпус)
Эл. почта: sarichev_yv@lspu-lipetsk.ru

Заместитель директора по воспитательной и социальной работе
Руднева Олеся Николаевна
Телефон: 32-84-02, кабинет 410 (5 учебный корпус)
Эл. почта: rudneva_on@lspu-lipetsk.ru

Приемная, ведущий документовед
Курбатова Елена Павловна
Телефон: 32-84-36, кабинет 411 (5 учебный корпус)
Эл. почта: if@lspu-lipetsk.ru

Приемная, Ведущий документовед
Федерякина Екатерина Викторовна
Телефон: 32-84-31, кабинет 516 (5 учебный корпус)
Эл. почта: if@lspu-lipetsk.ru
Наши преимущества:
- Фундаментальная подготовка по русскому языку и литературе, английскому, немецкому, французскому языкам;
- подготовка квалифицированных специалистов для осуществления профессионально-педагогической деятельности в соответствии с современными потребностями общества и тенденциями развития системы образования страны и региона;
- проведение научных исследований, конференций, симпозиумов издание сборников научных статей, учеба в аспирантуре;
- участие в международных стипендиальных программах Фулбрайт (Fullbrite); программах Германской Службы Академических Обменов (DAAD), института имени Гете (Goethe-Institut), программах российско-французского сотрудничества (Partir comme assistant) и др.;
- стажировки в известных российских и зарубежных научных центрах;
- интересная и насыщенная студенческая жизнь, творческие и профессиональные конкурсы, фестивали, молодежные форумы, студенческие объединения.
Наши выпускники могут работать в:
- системе высшего и среднего образования;
- международных компаниях, зарубежных предприятиях и предприятиях, имеющих статус иностранных резидентов на территории России;
- СМИ и пресс-службах;
- рекламных и PR-агентствах;
- переводческих агентствах;
- органах государственного управления и учреждениях культуры;
- сфере бизнеса и туризма.
Сотрудничество
- Институт имени Гете (г. Москва);
- Международная ассоциация преподавателей французского языка;
- Международная ассоциация канадских исследований;
- Международная франкоязычная ассоциация дружбы и сотрудничества AFAL;
- Немецкая служба академических обменов DAAD;
- Посольство Германии в России;
- Посольство Франции в России;
- Совместная комиссия по изучению новейшей истории российско-германских отношений под патронажем Президента РФ и Канцлера ФРГ;
- Фонд имени Г. Белля (г. Берлин);
- Фонд имени Ф. Эберта;
- Фонд имени Ф. Наумана;
- Университет Стендаль 3 (г. Гренобль, Франция);
- Российский союз германистов;
- Межрегиональная ассоциация учителей и преподавателей немецкого языка;
- Государственный музей Л.Н. Толстого;
- Литературный институт им. А.М. Горького;
- Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна»;
- Московский государственный лингвистический университет;
- Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина;
- Курский государственный университет;
- Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина;
- Липецкий институт развития образования;
- Кадетская школа № 43 г. Липецка им. майора милиции Алексея Ковригиных
- Гимназия №№ 12, 64, 69, 1 , школа № 47 г. Липецка
- Лицей № 44 г. Липецка.
Бакалавриат
44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (Иностранный язык (основной иностранный язык – английский, второй иностранный язык – немецкий/французский)) Бакалавр | Аккредитована до 11.06.2027 | ||
Очная форма обучения:2023 | Нормативный срок обучения: 5 лет | ||
44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (Иностранный язык (основной иностранный язык – английский, второй иностранный язык – немецкий/французский/испанский)) Бакалавр | Аккредитована до 11.06.2027 | ||
Очная форма обучения:2021,2022 | Нормативный срок обучения: 5 лет | ||
44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (Иностранный язык (основной иностранный язык – английский, второй иностранный язык – немецкий/французский)) Бакалавр | Аккредитована до 11.06.2027 | ||
Очная форма обучения:2019 | Нормативный срок обучения: 5 лет | ||
44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (Иностранный язык (основной иностранный язык – английский, второй иностранный язык – немецкий/французский/испанский)) Бакалавр | Аккредитована до 11.06.2027 | ||
Очная форма обучения:2020 | Нормативный срок обучения: 5 лет | ||
44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (Русский язык и английский язык) Бакалавр | Аккредитована до 11.06.2027 | ||
Очная форма обучения:2019 | Нормативный срок обучения: 5 лет | ||
44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (Русский язык и дополнительное образование: английский язык, перевод и переводоведение) Бакалавр | Аккредитована до 11.06.2027 | ||
Очная форма обучения:2022,2023 | Нормативный срок обучения: 5 лет | ||
44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (Русский язык и литература) Бакалавр | Аккредитована до 11.06.2027 | ||
Очная форма обучения:2019,2020,2021,2022,2023 | Нормативный срок обучения: 5 лет | ||
44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (Филологическое образование и дополнительное образование (в области медиаобразования)) Бакалавр | Аккредитована до 11.06.2027 | ||
Очная форма обучения:2019,2020,2021,2022,2023 | Нормативный срок обучения: 5 лет | ||
44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (Филологическое образование и дополнительное образование (работа с одаренными детьми)) Бакалавр | Аккредитована до 11.06.2027 | ||
Очная форма обучения:2020 | Нормативный срок обучения: 5 лет | ||
44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (Филологическое образование и инновационная деятельность учащихся) Бакалавр | Аккредитована до 11.06.2027 | ||
Очная форма обучения:2019 | Нормативный срок обучения: 5 лет | ||
45.03.02 ЛИНГВИСТИКА (Перевод и переводоведение) Бакалавр | Аккредитована до 11.06.2027 | ||
Очная форма обучения:2020 | Нормативный срок обучения: 4 года года | ||
Очная форма обучения:2021 | Нормативный срок обучения: 4 года | ||
45.03.02 ЛИНГВИСТИКА (Теория и методика преподавания иностранных языков и культур (английский – первый иностранный язык, немецкий/французский – второй иностранный язык)) Бакалавр | Аккредитована до 11.06.2027 | ||
Очная форма обучения:2020,2021,2022,2023 | Нормативный срок обучения: 4 года | ||
45.03.02 ЛИНГВИСТИКА (Теория и практика межкультурной коммуникации (английский – первый иностранный язык, арабский – второй иностранный язык)) Бакалавр | Аккредитована до 11.06.2027 | ||
Очная форма обучения:2023Магистратура | Нормативный срок обучения: 4 года | ||
44.04.01 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (Литературное образование) Магистр | Аккредитована до 11.06.2027 | ||
Заочная форма обучения:2021,2022,2023 | Нормативный срок обучения: 2 года 6 месяцев | ||
44.04.01 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (Русская литература в современной образовательной и социокультурной среде) Магистр | Аккредитована до 11.06.2027 | ||
Очно-заочная форма обучения:2021,2022,2023 | Нормативный срок обучения: 2 года 6 месяцев | ||
44.04.01 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (Теория и технология иноязычного образования) Магистр | Аккредитована до 11.06.2027 | ||
Очно-заочная форма обучения:2021,2023 | Нормативный срок обучения: 2 года 6 месяцев | ||
44.04.01 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (Языковое образование) Магистр | Аккредитована до 11.06.2027 | ||
Очная форма обучения:2022,2023 | Нормативный срок обучения: 2 года | ||
Заочная форма обучения:2021,2022,2023 | Нормативный срок обучения: 2 года 6 месяцев | ||
45.04.02 ЛИНГВИСТИКА (Глобальная русистика) Магистр | Аккредитована до 11.06.2027 | ||
Очная форма обучения:2023 | Нормативный срок обучения: 2 года | ||
45.04.02 ЛИНГВИСТИКА (Лингвистика и межкультурная коммуникация) Магистр | Аккредитована до 11.06.2027 | ||
Очно-заочная форма обучения:2023 | Нормативный срок обучения: 2 года 6 месяцев | ||
44.04.01 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (Теория и технология иноязычного образования) Магистр | Аккредитована до Кафедра лингвистики и межкультурной коммуникации | ||
Очно-заочная форма обучения:2022Аспирантура | Нормативный срок обучения: 2 года 6 месяцев | ||
45.06.01 ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ (Русская литература) Аспирант | Аккредитована до 11.06.2027 | ||
Заочная форма обучения:2018 | Нормативный срок обучения: 4 года | ||
45.06.01 ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ (Русский язык) Аспирант | Аккредитована до 11.06.2027 | ||
Заочная форма обучения:2020,2021 | Нормативный срок обучения: 4 года | ||
5.8.1 Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)Аспирант | Аккредитована до 11.06.2027 | ||
Очная форма обучения:2023 | Нормативный срок обучения: 3 года | ||
5.9.1 Русская литература и литература народов Российской ФедерацииАспирант | Аккредитована до 11.06.2027 | ||
Очная форма обучения:2022,2023 | Нормативный срок обучения: 3 года | ||
5.9.5 Русский язык. Языки народов РоссииАспирант | Аккредитована до 11.06.2027 | ||
Очная форма обучения:2022,2023 | Нормативный срок обучения: 3 года | ||
Институт филологии создан в 2016 году на базе трех ведущих лингвистических факультетов, объединив в себе лучшие традиции, кадры и научные школы.
Филологический факультет
Филологический факультет – один из старейших в университете., открывшийся 1 сеньября 1949 года. С 1986 по 2016 г. деканом факультета являлась кандидат филологических наук, доцент Л.Г. Шуклова, Заслуженный работник высшей школы РФ, Почетный работник высшей школы РФ, Отличник народного просвещения РСФСР. За эти годы факультет получил признание как один из центров России по филологическому образованию: был расширен перечень специальностей (дополнительные – «английский язык» и «социально-культурный сервис и туризм»), установились контакты с ведущими ВУЗами страны. Преподаватели филфака внесли значительный вклад в общероссийские изыскания по гуманитарной проблематике.
История факультета неразрывно связана с именами таких ученых-филологов, как Е.П. Барышников (1929-1991), С.Т. Вайман (1924-2004), Б.Т. Панов (1923-2007), В.В. Щеулин (1928-2014), оказавших существенное влияние на становление отечественной русистики и создавших научные школы.
Факультет иностранных языков
Был открыт в Липецком государственном педагогическом институте в 1970 г. и более 40 лет готовил профессиональных преподавателей иностранных языков.
Многие талантливые преподаватели внесли свой вклад в становление известного в стране и за рубежом факультета: С.С. Кочина, З.Н. Каверина, В.М. Лебель, Е.А. Файль, Н.А. Пухова, Е.К. Андрианова, Е.В. Крылова, Г.В. Рождественская, В.Ф. Иванова, В.И. Толстова и др.
С 2005 по 2016 г. деканом факультета иностранных языков являлась доцент Л.М. Кузнецова, Заслуженный работник высшего профессионального образования.
За прошедшие годы на факультете накоплен огромный опыт обучения иностранным языкам, сложились уникальные традиции, а главное – возник дух совместного творческого поиска наилучших путей приобретения и передачи знаний, установлено значительное количество международных связей.
История факультета неразрывно связана с именами таких известных ученых и талантливых преподавателей как В.Я. Коняхин, С.С. Кочина, С.П. Болдырева, Г.С. Камынина, С.Г. Катаева.
Валентин Яковлевич Коняхин внес огромный вклад в становление кафедры французского языка, заложил крепкие основы для ее будущего развития и процветания, сыграл существенную роль в организации тесного сотрудничества преподавателей кафедры с посольством Франции в СССР, а также с образовательными учреждениями многих франкоязычных стран (Франции, Алжира, Камбожджи, Мали и др.).
Серафима Степановна Кочина (1931-1995 гг.). Кандидат филологических наук, доцент руководила кафедрой с 1980 по 1994 годы. Благодаря С.С. Кочиной, коллективом кафедры был решен ряд приоритетных задач, как в области оптимизации учебного процесса, так и в плане дальнейшей реализации профессионального потенциала сотрудников кафедры.
Светлана Павловна Болдырева с 1987 г. по настоящее время возглавляет кафедру английского языка, Почетный работник высшего профессионального образования, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, Отличник народного просвещения, кандидат филологических наук, доцент. Светлана Павловна Болдырева принимает активное участие в работе УМО по филологии и лингвистике, является автором ряда научных статей и учебных пособий. В настоящий момент руководит научным проектом «Активизация познавательной деятельности студентов через предметы профессионального цикла».
Сталина Гавриловна Катаева. Доктор филологических наук, профессор, возглавляет кафедру немецкого языка с 1992 г. Участник международных конгрессов в Германии, Финляндии, Франции, Болгарии, политических семинаров в Совете Европы (Страсбург, 1998), Европейском парламенте (Брюссель, 2002), представляет российскую германистику за рубежом. Имеет более 80 научных публикаций, в том числе в ведущих зарубежных изданиях европейских стран, является автором множества советских и российских учебных пособий по немецкому языку. С.Г. Катаева внесла огромный вклад в развитие международных связей, академической мобильности, как факультета иностранных языков, так и Университета в целом.
Факультет лингвистики и межкультурной коммуникации
(по июнь 2005 г. – факультет иноязычной культуры)
Образован в 1994 г. по инициативе профессора, доктора педагогических наук, Заслуженного деятеля науки Российской Федерации, основателя Липецкой методической школы Ефима Израилевича Пассова. В течение многих лет Е.И. Пассов являлся бессменным лидером, организатором всех начинаний на факультете.
Подготовка специалистов велась по экспериментальной программе, основанной на авторской концепции высшего профессионального образования и коммуникативной теории развития индивидуальности в диалоге культур, разработанной Е.И. Пассовым и реализуемой коллективом преподавателей факультета.
С 2004 г. факультетом осуществлялась подготовка по специальности «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур», в 2006 г. лицензирована специальность «Регионоведение».
К важнейшим научным достижениям факультета следует отнести: создание учебников для общеобразовательной школы (ведущий автор коллектива создателей учебников немецкого языка В.Б. Царькова, член авторского коллектива по созданию учебников французского языка О.В. Кузнецова), монографий профессора А.И. Борозняка по проблематике германской истории и российско-германских отношений, публикацию сборников по итогам работы международного симпозиума Копелевские чтения «Россия и Германия: диалог культур»; сборников статей и материалов по итогам работы ежегодных Международных научно-практических конференций «Актуальные проблемы прикладной лингвистики и межкультурной коммуникации в современном научном контексте», «Запад и Восток в диалоге культур».
История факультета неразрывно связана с именами таких известных ученых, как Е.И. Пассов, В.Б. Царькова, А.И. Борозняк, В.П. Бойко, Л.С. Медведева, внесших существенный вклад в развитие науки.
Борозняк Александр Иванович (1932-2015) . Доктор исторических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ. Область научных интересов: история Германии ХХ века, история российско-германских отношений. Член Совместной комиссии по изучению новейшей истории российско-германских отношений, член редколлегии журнала «Новая и новейшая история». Автор множества монографий: «Искупление. Нужен ли России германский опыт преодоления тоталитарного прошлого?», «ФРГ: опыт становления антитоталитарного согласия. Проблема преодоления прошлого», «Прошлое, которое не уходит. Очерки истории и историографии Германии ХХ века», «Германия и Россия в ХХ веке. Страницы истории» и др.
Царькова Вера Бенедиктовна. Кандидат педагогических наук, профессор, учёный и воспитатель молодежи, умеющий пробудить и поддержать интерес к профессии учителя и к языку, Почетный работник науки и техники РФ, Отличник народного просвещения, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, лауреат Премии им. К.А. Москаленко. Ведущий автор многих учебников и учебных пособий для общеобразовательной и профильной школы, имеющих Гриф «Рекомендовано» Министерства образования и науки Российской Федерации. Несколько учебников стали победителями конкурсов по созданию учебников нового поколения для средней школы, проводимого Национальным фондом подготовки кадров и Министерством образования России. Руководитель аспирантуры по направлению «Теория и методика обучения и воспитания (иностранные языки)».
Бойко Вера Павловна. Почетный работник высшего профессионального образовании РФ, автор работ по теории и методике преподавания иностранных языков, учебно-методических пособий для студентов. Участник международных и всероссийских конференций, тематика ее научных исследований связана с лингвометодическими проблемами обучения иностранным языкам.
Медведева Людмила Сергеевна. Ведущий преподаватель кафедры теории и практики немецкого и французского языков, принимала активное участие в работе Лаборатории исследования проблем профессиональной подготовки учителя как экспериментальной площадки Российской Академии образования; является автором ряда учебно-методических и учебных пособий, элективных и факультативных курсов. Доценту Л.С. Медведевой присвоено звание «Учитель-методист», она награждена Почетной грамотой Министерства образования Российской Федерации.
СМИ о нас
- 08.06.2023
Вести-Липецк: Пушкин — наше всё - 17.05.2023
ЛипецкМедиа: «Липецкая газета» поделилась секретами долголетия - 15.05.2023
Город48: В ЛГПУ пройдет Всероссийская конференция, посвященная Дню славянской письменности и культуры - 22.02.2023
Безформата:Киноуроки в школах России - 10.02.2023
Липецкая газета:От чистой науки к рядовому потребителю - 01.02.2023
Липецкая газета: Русскому мату — шах и мат! - 27.01.2023
Липецкая газета: По стопам бабушки и мамы - 24.08.2022
Липецкая газета: Сеансы без попкорна - 23.08.2022
Липецкая газета:Зрители увидели, как рождается спектакль - 22.08.2022
ЛипецкМедиа: Юбилей известного драматурга отметили на открытой репетиции в липецком театре - 21.08.2022
Литературная газета: День Вампилова в Липецком драмтеатре - 19.08.2022
Литературная газета:Память, обернувшаяся вспять - 12.07.2022
ЛипецкМедиа: Фильмы старейшего мирового кинофорума покажут липчанам - 08.07.2022
ЛипецкМедиа:Вместо пятирублевой монеты в ботинке: что помогает липецким студентам сдавать экзамены - 21.05.2022
СПбГИКиТ: Актуальные проблемы современного терминоведения - 29.04.2022
Липецк Медиа: Липецкие студенты передали гуманитарную помощь беженцам из Донецка и Луганска - 29.04.2022
Липецкое время: Липецкие студенты передали гуманитарную помощь беженцам из Донецка и Луганска - 25.04.2022
Липецк Медиа: Благотворительная пасхальная ярмарка - 03.03.2022
Мост.тв: В областном центре наградили победительниц акции «Липчанка года» - 25.02.2022
ЛипецкМедиа: Стал известен победитель конкурса «Учитель года» - 25.02.2022
Безформата: В Липецке назвали имя абсолютного победителя конкурса «Учитель года» - 25.01.2022
ОТР: 25 января: Татьянин день. - 07.12.2021
Безформата: Россия – Узбекистан: финал международного проекта «Язык, созданный для поэзии…» - 07.12.2021
SNG today: «Язык, созданный для поэзии» объединяет Европу и Азию - 07.12.2021
Янги Узбекистон: В Узбекистане пройдет международный конкурс исполнительского мастерства «Шедевры мировой поэзии в русских переводах»
Наши новости
























Студенческое объединение института филологии
В состав студенческого объединения входят:
Студенческий поэтический клуб «СТИХиЯ» (руководитель – доцент кафедры русского языка и литературы Г.В. Ситникова) выявляет студентов, склонных к лирическому мировосприятию и воплощению пережитых впечатлений в поэтическом дискурсе.
Студенческое научное общество создано в 2016 г. с целью создания условий для раскрытия творческих способностей и воспитания студенческой молодежи и школьников, стимулирования работы кафедр по организации научно-исследовательской работы студентов, содействия работе ВУЗа по повышению качества подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием, дальнейшего развития интеграции науки и образования.
Киноклуб «Ностальгия» (дата основания – 10.09.1999, руководитель – заведующий кафедрой лингвистики и межкультурной коммуникации, доцент, кандидат педагогических наук А.А. Люлюшин) знакомит ценителей настоящего искусства с произведениями крупнейших режиссёров мирового и отечественного кино. За 17 с небольшим лет работы в клубе было показано 653 фильма авторского кинематографа. Деятельность киноклуба «Ностальгия» направлена на гармоничное развитие личности каждого из его членов. Каждый зритель получает шанс не только посмотреть фильм, но и приблизиться к авторскому прочтению кинокартины. Это становится возможным при освоении позиции режиссёра и изучении всего, что непосредственно связано с автором – главным носителем эстетического начала. Способствуют этому представление членами клуба лучших режиссёров мирового кино, обязательное обсуждение фильма после его просмотра, написание рецензий и статей, выступление с научными докладами в рамках Дней науки ЛГПУ.
Объединение лингвистических клубов: Клуб английского языка «Пигмалион», Клуб немецкого языка, Клуб французского языка «Папильон» (руководитель – старший преподаватель кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации Кузнецова О.В.)
Деятельность клубов направлена на привитие интереса к родной культуре и культуре страны изучаемого языка, ее традициям и обычаям, а также углубление и расширение знаний по иностранному языку.
Деятельность клубов направлена на привитие интереса к родной культуре и культуре страны изучаемого языка, ее традициям и обычаям, а также углубление и расширение знаний по иностранному языку.
Формы работы клубов многообразны как по тематике, так и по степени вовлеченности студенческой аудитории в процесс подготовки и проведения мероприятий. Это заседания дискуссионной группы, где обсуждаются насущные социально-экономические проблемы современности, подготовка и празднование традиционных национальных праздников, организация и проведение фонетических, лингвокультурологических, переводческих, литературных конкурсов, викторин, эстафет, круглых столов, постановка театрализованных шоу и спектаклей, выпуски тематических стенгазет, организация поездок для студенческой молодежи по историко-культурным центрам Липецкой области и России, городам зарубежья.
Объединение лингвистических клубов «Универсальный студент» («УС») (руководители – доценты кафедры английского языка, немецкого и французского языков Ширяева Ж.Л., Жиронкина С.Д., Чеснокова Е.В.).
Цель объединения – повысить научную и учебную мотивацию студентов, их научную и творческую активность. Задача – увеличить социальную активность и мобильность студентов всех курсов, содействовать их сплочению и единению.
Английская ветвь клуба «УС» ежемесячно проводит встречи в «Литературном кафе», где проходят литературоведческие конференции, литературные викторины и квесты с элементами научно-творческой игры и дискуссии, мини-постановки произведений на английском языке. Заседания Литераторов Круглого Стола приурочены к знаменательным литературным событиям прошлого и настоящего.
Еженедельно члены клуба вовлекаются в развлекательные шоу на английском языке (Рождественские постановки на разных языков, первоапрельское шоу «А у вас молоко убежало», шоу-игра «Хэллоуин, хэллоун, тыкв много – страх один»; научно-творческие конкурсы «А ну-ка, парни!» и «А ну-ка, девушки!»; чемпионаты «Очумелые английские ручки», конкурсы сочинений и авторских стихов «Проба пера на английском языке»; в работу Овального стола» «Диалог культур» во время приезда зарубежных гостей ; совместные мероприятия за Квадратным Столом со школьниками и учащимися колледжей « 100 людей – 100 идей».
В рамках французской ветви клуба «УС» «Сорбонна» проводится ежегодный фестиваль французского языка “Lefrancaismonamour!”, в котором принимают участие не только студенты, но и школьники г. Липецка и Липецкой области.
Для французских студентов, приезжающих в Липецк в рамках сотрудничества кафедры НФЯ с университетом Альп (г.Гренобль, Франция), члены клуба «Сорбонна» активно организуют и проводят экскурсии, а также комплекс мероприятий, посвященных изучению русских культурных традиций.
Немецкая ветвь клуба «УС» активно развивает способности студентов, расширяя их лингвистический, страноведческий и методический кругозор.
Международное сотрудничество осуществляется посредством участия студентов в международных конкурсах стипендий ДААД и ПАД (Германия), конкурсах немецкого культурного центра им. Гёте (Москва), посольства Германии в России, в организации встреч с немецкими школьниками и студентами.
На базе ЛГПУ им. П.П. Семенова-Тян-Шанского ежегодно проводятся научно-практические конференции, посвященные проблемам современной германистики и методике преподавания иностранного языка, члены клуба также участвуют в конференциях и публикуются в на базе российских вузов, продолжается работа над исследовательским проектом особенностей немецкого языка и культуры в немецкоязычных странах «под крышей DACH(L)», знакомство с современными технологиями преподавания немецкого языка осуществляется в рамках «Методической мастерской» (страница клуба https://vk.com/public154981051).
Члены объединения участвуют в организации и проведении фестиваля и месяца науки ЛГПУ, различных тематических творческих внеаудиторных мероприятиях.
Клуб интернациональной дружбы. Основан в 2007 г. с целью содействия установлению дружеских связей русских студентов и аспирантов с иностранными студентами и школьниками, ознакомлению с традициями других народов посредством постоянного общения и творческого взаимодействия. Клуб решает задачи по созданию и укреплению дружественных связей между российскими и иностранными студентами; знакомству с условиями жизни, традициями, обычаями и культурой других стран. Клуб организует и проводит выставки землячеств, культурные мероприятия, связанные с встречей послов зарубежных стран, с привлечением представителей всех землячеств и отечественных студентов и школьников.
Студенческая театральная студия. Формат студии «Театро» (руководитель доцент кафедры литературы Руднева О.Н.) определяется приобщением студентов к художественной традиции мировой словесности и предполагает становление творческого восприятия культурного наследия современной цивилизации.
В течение нескольких последних лет были подготовлены следующие композиции:
- «И в сердце светит Русь...», посвященная 120-летию со дня рождения С.А. Есенина (2015 г. )
- «Кумиры души М.Ю. Лермонтова», посвященная 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова (совместно с ИКиИ) (2014 г.)
- «Свет Ясной Поляны», посвященная Л.Н. Толстому (2015 г.)
- «Ф.Г.Лорка: любовь, мужество и жертва» – 2016 г.
- «Жизнь посвятить любви», посвященная жизни и творчеству Г. Аполлинера – (2017г.)
- Композиция, посвященная П.П. Семенову-Тян-Шанскому (2017 г.)
- «От Дикого Поля до «Тихого Дона», посвященная истории и культуре казачьего этноса (2017г.)
- «Вертикаль», посвященная 80-летию со дня рождения В.С. Высоцкого (2018 г.)
- Вечер казачьего романса (2018 г.)
- Театр-студия занимается подготовкой к университетским мероприятиям «Осенние дебюты», «Студенческая весна», «Мисс ЛГПУ», «Мистер ЛГПУ»
Киногостиная “ENGLISH CINEMA” (руководитель – доцент кафедры английского языка Стурова Е.А.) основана в 2017 г., направлена на реализацию коммуникативных, личностно-формирующих и профессиональных целей обучении иностранному языку как специальности. Цель работы киногостиной – дальнейшее развитие у студентов всех видов межъязыковой компетенции через ознакомление с тематикой и проблематикой фильмов разных жанров на английском языке в неформальной обстановке. В работе МО используются авторские технологии интерактивного обучения, призванные расширить рамки традиционных занятий по английскому языку, стимулировать процесс восприятия информации на иностранном языке.
Занятия киногостиной “ENGLISH CINEMA” предполагают просмотр художественных/документальных фильмов на английском языке с последующим выполнением упражнений и обсуждением сюжета и затронутых проблем. Киногостиная проводит ежемесячные встречи и приглашает «старых» друзей и новых гостей.
Общий характер, масштаб, предметные сферы научного поиска липецких ученых-филологов, проводимые в институте фундаментальные и прикладные исследования проблем русской литературы, русского и романо-германских языков, методики их преподавания, вопросов межкультурной коммуникации, опираясь на богатые, складывавшиеся десятилетиями традиции, в совокупности задают уровень, отвечающий современным стандартам развития науки. Ряд профессоров и доцентов института филологии являются членами авторитетных научных обществ, их научные достижения получили общероссийскую известность, резонанс в странах Запада, отмечены государственными, многочисленными ведомственными и региональными наградами, международными и российскими премиями.
Кадровый потенциал
В настоящее время в институте филологии трудятся 9 докторов наук и 56 кандидатов наук.
На кафедре русского языка и литературы под руководством профессоров Поповой Елены Александровны, Сатаровой Людмилы Георгиевны, Сарычева Владимира Александровича работают НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ.
Направления научной работы
В институте филологии достигнут оптимальный баланс лингвистических, литературоведческих и методико-педагогических исследований. Авторитетные ученые — руководители предметных направлений — обеспечивают динамичное развитие вузовской науки и становятся ориентиром для профессионально-творческого роста своих коллег, аспирантов и студентов.
Художественная метафизика русской литературы
Шифр научной специальности – 10.01.01
руководители:
- Сарычев Владимир Александрович, доктор филологических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования РФ, почетный работник науки и техники РФ, действительный член Петровской академии наук и искусств, член Союза писателей России,
- Сарычев Ярослав Владимирович, доктор филологических наук, доцент,
основной состав исследователей:
- Кувшинов Феликс Владимирович, доктор филологических наук, доцент;
- Расторгуева Вера Сергеевна, кандидат филологических наук, доцент;
- Ковыршина Ольга Александровна, кандидат филологических наук.
Актуальные проблемы сравнительной лингвистики
руководитель – Ходжагельдыев Байрам Дурдыевич, кандидат филологических наук, доцент;
основной состав исследователей:
- Шурупова Ольга Сергеевна, доктор филологических наук, доцент
Актуальные проблемы современной филологии
шифр научной специальности – 10.02.19
руководитель – Погорелова Инга Викторовна, кандидат филологических наук, доцент;
основной состав исследователей:
- Вовк Елена Юрьевна, кандидат филологических наук, доцент;
- Земцова Ольга Владимировна, кандидат филологических наук, доцент;
- Урусова Наталья Вадимовна, кандидат филологических наук, доцент;
- Ширяева Жанна Леонидовна, кандидат филологических наук, доцент;
- Аксенова Ксения Александровна, кандидат филологических наук;
- Шкатова Валерия Валерьевна, кандидат педагогических наук, доцент.
Православие и русская словесность
шифр научной специальности – 10.01.01,
руководители:
Сатарова Людмила Георгиевна, доктор филологических наук, профессор,
Стюфляева Наталья Валериевна, кандидат филологических наук, доцент
основной состав исследователей:
- Шуклова Лидия Георгиевна, кандидат филологических наук, доцент; Почетный работник высшего профессионального образования РФ;
- Шкурат Лилия Сергеевна, кандидат филологических наук, доцент;
- Кондратьев Александр Степанович, кандидат филологических наук, доцент;
- Ситникова Галина Валентиновна, кандидат филологических наук, доцент;
- Руднева Олеся Николаевна, кандидат филологических наук, доцент.
Прикладные аспекты германистики
шифр научной специальности – 10.02.04
руководитель – Катаева Сталина Гавриловна, доктор филологических наук, профессор
основной состав исследователей:
- Матарыкина Наталья Дмитриевна, кандидат филологических наук, доцент;
- Черкасова Нелли Александровна, кандидат филологических наук, доцент.
Прикладные аспекты романистики
шифр научной специальности – 10.02.05
руководитель – Завьялова Галина Николаевна, кандидат филологических наук, доцент;
основной состав исследователей:
- Дормидонтова Ольга Алексеевна, кандидат филологических наук, доцент;
- Жиронкина Светлана Дмитриевна, кандидат филологических наук, доцент.
Проблемы лингвистики и межкультурной коммуникации
шифр научной специальности – 10.02.05, 10.02.04
руководитель – Беленикина Людмила Николаевна, кандидат филологических наук, доцент;
основной состав исследователей:
- Загороднева Екатерина Владимировна, кандидат филологических наук, доцент.
Русский язык в антропоцентрическом освещении: теоретические и прикладные аспекты
шифр научной специальности – 10.02.01
руководитель – Попова Елена Александровна, доктор филологических наук, профессор;
основной состав исследователей:
- Шаталова Ольга Васильевна, доктор филологических наук, профессор;
- Черноусова Ирина Петровна, доктор филологических наук, доцент;
- Гончарова Татьяна Васильевна, кандидат филологических наук, доцент; Почетный работник высшего профессионального образования РФ;
- Плеханова Людмила Петровна, кандидат филологических наук, доцент;
- Наумова Ирина Юрьевна, кандидат филологических наук, доцент; Почетный работник высшего профессионального образования РФ;
- Белая Евгения Ивановна, кандидат филологических наук, доцент;
- Шурупова Ольга Сергеевна, доктор филологических наук, доцент.
Значительное внимание в институте филологии уделяется изучению актуальных тенденций преподавания лингвистических дисциплин, что получает отражение в исследованиях педагогического (методического) направления:
Актуальные проблемы преподавания иностранного языка на неязыковых специальностях вуза
шифр научной специальности – 13.00.02, 13.00.08
руководитель – Дождикова Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент;
основной состав исследователей:
- Арбузова Виктория Юрьевна, кандидат филологических наук, доцент;
- Бреднева Надежда Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент;
- Барабанова Елена Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент;
- Грибанова Надежда Евгеньевна, кандидат педагогических наук, доцент;
- Иванова Марина Авенировна, кандидат педагогических наук, доцент, член-корреспондент Международной Академии наук педагогического образования;
- Лебедева Наталья Георгиевна, кандидат педагогических наук, доцент.
Новые подходы к изучению иностранных языков в вузе и школе
шифр научной специальности – 13.00.02
руководитель – Чеснокова Елена Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент;
основной состав исследователей:
- Крысанова Наталья Юрьевна, кандидат педагогических наук;
- Денискина Лариса Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент.
Проблемы взаимопонимания в диалоге культур
шифр научной специальности – 13.00.02, 13.00.01
руководитель – Царькова Вера Бенедиктовна, кандидат педагогических наук, профессор;
основной состав исследователей:
- Васильева Татьяна Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент;
- Люлюшин Александр Анатольевич, кандидат педагогических наук, доцент;
- Медведева Людмила Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент;
- Сушкова Наталья Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент;
- Кузнецова Ольга Вячеславовна, ст. преп.
Русское слово в современном образовательном и лингвосоциокультурном пространстве
шифр научной специальности – 13.00.02, 13.00.01
руководитель – Грецкая Екатерина Сергеевна, кандидат филологических наук, доцент;
основной состав исследователей:
- Конопкина Елена Сергеевна, кандидат филологических наук, доцент;
- Шкурат Лилия Сергеевна, кандидат филологических наук, доцент;
- Лунина Татьяна Петровна, кандидат филологических наук, доцент;
- Колышкина Ирина Михайловна, кандидат филологических наук;
- Родионова Анна Викторовна, кандидат филологических наук.
Проблемы оптимизации обучения иностранному языку в школе и вузе
шифр научной специальности – 13.00.02, 13.00.01
руководитель – Андреенко Татьяна Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент;
основной состав исследователей:
- Маслова Юлия Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент;
- Стурова Елена Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент;
- Усачева Елена Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент;
- Мезинова Оксана Владимировна, ст. преп.
Ученые института филологии: преподаватели, аспиранты – активно участвуют в научной жизни страны, поддерживают международные связи.



Наиболее значимые публикации
Монографии (2016—2020)
Центральные издательства:
- Сарычев, В. А. Феномен русского модернизма. Религия. Эстетика. Творчество жизни: монография / В. А. Сарычев. — М.: ФЛИНТА: Наука, 2017. — 704 с.
- Сарычев, Я. В. Религия Дмитрия Мережковского: «Неохристианская» доктрина и ее художественное воплощение: монография: 2-е изд., стереотип. / Я. В. Сарычев. — М.: ФЛИНТА, 2017. — 224 с.
- Сарычев, Я. В. В. В. Розанов: логика творческого становления (1880—1990-е годы): монография: 2-е изд., стереотип. / Я. В. Сарычев. — М.: ФЛИНТА, 2017. — 319 с.
- Сарычев, Я. В. Творчество В. В. Розанова 1900—1910-х годов: феноменология религиозных и художественно-эстетических исканий: монография: 2-е изд., стереотип. — М.: ФЛИНТА, 2017. — 163 с.
- Сатарова, Л. Г. «Православный тихий Дон» в творчестве М. А. Шолохова и его предшественников: монография / Л. Г. Сатарова. — М.: ИНФРА-М, 2019. — 270 с.
- Стюфляева, Н. В. Идея соборности и ее художественное воплощение в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»: монография / Н. В. Стюфляева. — М.: ИНФРА-М, 2019. — 172 с.
- Ходжагельдыев, Б. Д., Шурупова О. С. Русский с английским привкусом (развитие русского языка в эпоху глобализации): монография / Б. Д. Ходжагельдыев, О. С. Шурупова. — Москва: БИБЛИО-ГЛОБУС, 2017. — 348 с.
- Шкурат, Л. С. Ю. В. Бондарев: творческая эволюция писателя: монография / Л. С. Шкурат. — 2-е изд., стереотип. — М.: ИНФРА-М, 2018. — 252 с.
- Шурупова, О. С. Образ и имидж города в русской культуре: монография / О. С. Шурупова, А. С. Шурупова. — Москва: БИБЛИО-ГЛОБУС, 2018. — 366 с.
Прочие:
- Андреенко, Т. Н., Карташова, В. Н. Теория и практика формирования профессиональной лексической компетенции будущего учителя английского языка на занятиях по домашнему чтению: монография / Т. Н. Андреенко, В. Н. Карташова. — Елец: Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, 2016. — 136 с.
- Попова, Е. А. Текст в лингво- и социокультурном пространстве: Монография / Е. А Попова. — Липецк: ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2017. — 166 с.
- Катаева, С. Г. Страноведение Германии „Deutschland auf einen Blick“ / С. Г. Катаева. — Липецк: ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2019. — 93 с.
- Литературная классика ХХ века: актуальные подходы: монография: посвящ. 100-летию со дня рождения А. М. Абрамова / под ред. Т. А. Никоновой; Воронеж. гос. ун-т; В. А. Сарычев, Я. В. Сарычев, Л. Г. Сатарова и др. — Воронеж: Издат. дом ВГУ, 2018. — 346 с.
- Ментальные аспекты русской филологии: монография / Т. В. Гончарова, Е. А. Попова, И. П. Черноусова, О. В. Шаталова, А. С. Кондратьев, В. А. Сарычев, В. С. Расторгуева, О. Н. Руднева, Л. К. Чурсина. — Липецк: ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2017. — 167 с.
- Сарычев, В. А. Метафизика русской литературы: избранные труды: монография / В. А. Сарычев. — Липецк: ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2017. — 311 с.
Учебники и учебные пособия
(опубликованные в центральных издательствах,
в том числе имеющие гриф профильного министерства или УМО, 2016—2020)
- Литвинцева, М. Г., Ходжагельдыев, Б. Д. Деньги крутят всем: учебное пособие / Б. Д. Ходжагельдыев, М. Г. Литвинцева. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2018. – 192 с.
- Ходжагельдыев, Б. Д., Шурупова, О. С. Иллюстрированный словарь английских заимствований в русском языке последних лет: словарь / Б. Д. Ходжагельдыев, О. С. Шурупова. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2018. – 200 с.: ил.
- Ходжагельдыев, Б.Д. Выбирай нужное слово make и do: учебное пособие / Б. Д. Ходжагельдыев. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2019. – 142 с.
- Шацких В. Н., Кузнецова О. В., Кузнецова И. Н. Французский язык: 1-й год обучения: 5 класс: учебник: в 2 ч. / В. Н. Шацких, О. В. Кузнецова, И. Н. Кузнецова. — 4-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2016. — Ч. 1. — 173, [3] с.: ил.; Ч. 2. — 191, [1] с.: ил.
- Шацких В. Н., Бабина Л. В., Денискина Л. Ю., Кузнецова О. В., Кузнецова И. Н. Французский язык: 2-й год обучения: 6 класс: учебник: в 2 ч. / В. Н. Шацких, Л. В. Бабина, Л. Ю. Денискина, О. В. Кузнецова, И. Н. Кузнецова. — 4-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2017. — Ч. 1. — 174, [2] с.: ил.; Ч. 2. — 175, [1] с.: ил.
- Шацких В. Н., Бабина Л. В., Денискина Л. Ю., Кузнецова И. Н. Французский язык как второй иностранный: 7 класс: рабочая тетрадь. — 4-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2018. — 95 [1] с.: ил.
- Шацких В. Н., Кузнецова О. В., Кузнецова И. Н. Французский язык как второй иностранный: 5 класс: учебник: в 2 ч. / В. Н. Шацких, О. В. Кузнецова, И. Н. Кузнецова. — М.: Дрофа, 2019. — Ч. 1. — 173, [3] с.: ил.; Ч. 2. — 191, [1] с.: ил.
- Шацких В. Н., Бабина Л. В., Денискина Л. Ю., Кузнецова О. В., Кузнецова И. Н. Французский язык как второй иностранный: 6 класс: учебник: в 2 ч. / В. Н. Шацких, Л. В. Бабина, Л. Ю. Денискина, О. В. Кузнецова, И. Н. Кузнецова. — 6-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2019. — Ч. 1. — 174, [2] с.: ил.; Ч. 2. — 175, [1] с.: ил.
Статьи
(входящие в международные базы данных и системы цитирования, 2016-2020)
- Беленикина, Л. Н., Царькова В. Б., Васильева Т. Ю. The problem of developing schoolchildren’s cognitive activities in the educational process // Revista Dilemas contemporáneos: Educación, Política y Valores, 2019. — Р. 1—16.
- Васильева, Т. Ю. Формирование гражданственности студенческой молодежи в образовательном процессе / Т.Ю. Васильева // Мегународен диjалог: исток запад (психологиja, образование и медицина). – Македония, 2017. — С. 135—141.
- Deniskina, L. Yu., Dumont, P.-A., Skuratov, I. V. Cultural component of communicative methods of teaching the French language in secondary school / L. Yu. Deniskina, P.-A. Dumont, I. V. Skuratov // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. — 2018. — № 3. — С. 93—101.
- Дормидонтова, О. А. Французская глагольная гастрономическая метафора как средство реализации гастрономического кода культуры во французском языке / О. А. Дормидонтова // Вестник Волгоградского государственного университета. — Серия 2. Языкознание. — 2018. — Т. 17. — № 4. — C. 146—152.
- Иванова, М. А. Болонский процесс и самостоятельность студентов: российская специфика / М. А. Иванова // Высшее образование в России. — 2018. — № 3. — С. 48—58.
- Katajewa, S. Kulturelle Globalisierung. Deutsche Sprache in Russland // Globalisierung. Sprache — Medien — Politik. Band 18: Sprache — Politik — Gesellschaft. — Bremen: Hempen Verlag, 2016. — S. 119—128.
- Katajewa, S. „Zur Frage der sprachlichen Variation im Deutschen (Kurze Ubersicht uber ein Forschungsfeld der germanistischen Linguistik im DaF-Studium)“ // LingColl 53: Linguistisches Kolloquium Sprachliche Variation und Vielfalt — Abstracts. Danemark: Suddanische Universitat Odense, 2018, S. 28—29.
- Катаева, С. Г. Трансформационный дискурс в политолингвистике: сравни¬тельный анализ идеологем конца ХХ века / С. Г. Катаева, Д. В. Катаев. — Текст: электронный // Studia Humanitatis. Международный электронный научный журнал. — 2018. — № 1. — С. 18.
- Katajewa, S. Weiterverwendungsproblematik von NS-Vokabular — interkulturell gesehen // Deutscher Wortschatz interkulturell. Band 13: Beiträge zur Interkultureller Germanistik. — Tübingen: Narr Verlag, 2019. — S. 99—112.
- Катаева, С. Г., Катаев Д. В. История немецкого политического языка как рефлексия новейшей истории Германии (1945—1988) / С. Г. Катаева, Д. В. Катаев. — Текст: электронный // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. — 2019. — Вып. 66. — С. 327—335.
- Popova, Е. А. Regional Case Texts as Means of Formation of Identity in Russia // The Proceedings of Social and Behavioural Sciences EPSBS. — 2019. — № 3. — P. 1484—1492.
- Расторгуева, В. С. Провинциальный текст русской литературы: стальной город и человек (по произведениям липецких писателей) / В. С. Расторгуева // Научный диалог. — 2018. — № 12. — С. 220—232.
- Сарычев, В. А. «Революция пола» в жизни и творческом сознании Д. С. Мережковского и З. Н. Гиппиус (статья первая) / В. А. Сарычев // Филологические науки: Научные доклады высшей школы: Междунар. науч. журн. — М., 2017. — № 5. — С. 83—91.
- Сарычев, В. А. «Революция пола» в жизни и творческом сознании Д. С. Мережковского и З. Н. Гиппиус (статья вторая) / В. А. Сарычев // Филологические науки: Научные доклады высшей школы: Междунар. науч. журн. — М., 2020. — № 1. — С. 93—105.
- Sarychev, Ya. V. Reasons for “Privacy”: V. V. Rozanov and the Novel of His Literary Destiny // Information: An International Interdisciplinary Journal / Published by International Information Institute (Japan). — Vol. 20. No 7 (A), July 2017. — pp. 4809—4823.
- Sarychev, Ya. V. The Roaring Meeting. Leontiev, Rozanov and Russian Modernism: The Aesthetic Method Transformation // Opción: Revista de Ciencias Humanas y Sociales: Antropologia, Filosofia etc. [Universidad del Zulla]. — Año 35. Esp. № 20 (2019). — pp. 648—662.
- Трунова, Е. Г. Проблемы адекватности понятийного аппарата современного образования / Е. Г. Трунова, А. А. Вербицкий // Педагогика. — 2017. — № 8. — С. 3—16.
- Царькова, В. Б. Евроцентризм как проблема иноязычного образования / В. Б. Царькова // Диалог культур. Культура диалога: в поисках передовых социогуманитарных практик. Материалы Первой международной конференции (Москва 14-16 апр. 2016 г.) / Под общ. ред. Е. Е. Таревой, Л. Г. Викуловой. – М.: МГПУ; Языки Народов Мира, 2016. — С.579—582.
- Царькова, В. Б. Культура как универсальный контекст иноязычного образования / В. Б. Царькова // Современное языковое образование в контексте международных интеграционных процессов: материалы Международной научно-практической конференции, Минск 17— 18 дек. 2015 г.: В 2 ч. Ч. 1 / Ред.кол.: Н. П. Баранова и др. — Минск: МГЛУ, 2016. — С.43—47.
- Черноусова, И. П. Становление отечественной фольклорной лингвоконцептологии / И. П. Черноусова // Филологические науки. Научные доклады высшей школы. Международный научный журнал. — М., 2018 — № 3. — С. 10—16.
- Chesnokova, E. V. The Use of Slowgerman podcast in Teaching German Language to Students of Pedagogical University // Information. An International Interdisciplinary Journal. Vol. 20. November 7(A) July, 2017. — pp. 4833—4839.
- Chesnokova, E. V., Usacheva, E. A. Development of regional studies competence of a trainee teacher of foreign languages using authentic materials about P. P.Semenov-Tian-Shansky// Espacios. 2018. Vol. 39. № 40. P. 29.
- Шаталова, О. В. Грамматические параметры текста как фактор оценивания личности в условиях изменения социально-психологических констант // Information: An International Interdisciplinary Journal / Published by International Information Institute (Japan). — Vol. 20. No 7 (A), July 2017. – pp. 4839–4849.
- Шаталова, О. В. Куда приводят семантическая безграмотность и стилистическая толерантность? / О. В. Шаталова. — Текст: непосредственный // Русский язык в школе. — 2019. — Т. 80. № 2. — С. 31-34.
- Shatalova O. V., Paveleva T.Yu. Semantic neutralization of current socio-political terms as a factor of psychological adaptation in present-day communicative conditions // Amazonia Investiga. — 2019. — Vol. 8. — № 23. — pp. 517—525.
- Ширяева, Ж. Л. Joanne Harris’s Short Stories // Nomadyzm I Nomadologia: Rozwazania i Analizy / Redakcja naukowa: Aleksander Kiklewicz I Arkadiusz Dudziak. – Olsztyn: Centrum Badan Europy Wschodniej, 2018. — P.127—139.
- Шурупова, О. С. Образ революции 1917 г. в историко-культурной памяти современной молодежи / О. С. Шурупова, А. Д. Моисеев, А. С. Шурупова // Диалог со временем. — 2018. — № 65. — С. 360—366.
Госзадание. Гранты. Хоздоговорные темы
- Заявка на предоставление в 2020 г. грантов из федерального бюджета в форме субсидий в целях реализации мероприятия «Повышение уровня профессионального мастерства в форматах непрерывного образования педагогических работников системы общего, дополнительного и профессионального образования» в рамках реализации федерального проекта «Учитель будущего» национального проекта «Образование» государственной программы РФ «Развитие образования»
- 2018г. Грант РФФИ на проведение Всероссийской конференции «Л.Н. Толстой и А.И. Солженицын: диалоги в непрошедшем времени» (октябрь 2018 г.). Руководитель – к.ф.н, доц. А.С. Кондратьев, участники: д.ф.н, проф. Е.А. Попова, к.ф.н, доц. В.С. Расторгуева, к.ф.н, доц. О.Н. Руднева, П.Д. Анисимов.
- 2018г. Грант РФФИ и Управления образования и науки Липецкой области «Провинциальный (Липецкий) текст русской литературы: лингвокультурологические аспекты и ментально-сущностные характеристики». Руководитель –д.ф.н. проф. Е.А. Попова, участники: к.ф.н, доц. Е.И. Белая, к.ф.н, доц. Т.В. Гончарова, к.ф.н, доц. О.А. Ковыршина, к.ф.н, доц. Л.П. Плеханова, к.ф.н, доц. В.С. Расторгуева, д.ф.н, проф И.П. Черноусова.
- 2018 г. Областной грант на проведение международного форума «Задонские Свято-Тихоновские образовательные чтения» (к. ф, н., доц. Н. В. Стюфляева).
- 2017 г. Грант Института им. Гете на участие в семинаре по страноведению «Дрезден-Гамбург» (Германия, июнь 2017, ст. преп. О. А. Леонова).
Объекты интеллектуальной собственности
- «Авторский кинематограф: анализ, критика, размышления (информационная среда липецкого киноклуба «Ностальгия»)» — база данных. Автор: Люлюшин А. А. Год и номер гос. регистрации ОИС: 2016, № 2016621303.
- «Песенная стихия Липецкого края (фольклор Центральной России и Черноземья)» — база данных. Авторы: Шаталова О. В., Воробьева И. А. Год и номер гос. регистрации ОИС: 2017, № 2017621484.
- «О Липецкой области по-немецки» — база данных. Автор: Крысанова Н. Ю. Год и номер гос. регистрации ОИС: 2017, № 2017620649.
- «Комплекс развивающих заданий ГРАМОТЕЙ (3—6 классы)» — база данных. Авторы: Шаталова О. В., Воробьева И. А. Год и номер гос. регистрации ОИС: 2017, № 2017620049.
- «Английский язык. ЕГЭ: устная часть» — программа для ЭВМ. Авторы: Стурова Е. А., Сушкова Н. А., Воронин И.В. Год и номер гос. регистрации ОИС: 2017, № 2017664334.
- «Английский язык. ЕГЭ: устная часть. 20 тренировочных вариантов» — программа для ЭВМ. Авторы: Стурова Е. А., Ширяева Ж. Л. Год и номер гос. регистрации ОИС: 2018, № 2018666782.
- «Тестовые задания по русскому языку для иностранных граждан. Лексика. Грамматика. Уровень А1» — база данных. Авторы: Грецкая Е. С.,Конопкина Е. С., Лунина Т. П., Шкурат Л. С., Селищев О.В. Год и номер гос. регистрации ОИС: 2018, № 2018622046.
- «Английский язык. ОГЭ: устная часть. 20 тренировочных вариантов. Часть 1» — база данных. Авторы: Ширяева Ж. Л., Погорелова И. В. Воронин И.В. Год и номер гос. регистрации ОИС: 2018, № 2018621911.
- «Латинский язык в мировой культуре и образовании» — база данных. Авторы: Воробьева И. А., Шаталова О. В. Год и номер гос. регистрации ОИС: 2018, № 2018621547.
- «Водоподъемное устройство» — патент на полезную модель. Авторы: Тигров В. П., Шипилов А. Н., Звонкина О. П., Королькова М. А. Год и номер гос. регистрации ОИС: 2018, № 180302.
- «Французский язык. Подготовка к ЕГЭ: устная часть» — программа для ЭВМ. Авторы: Завьялова Г. Н., Дормидонтова О. А., Воронин И. В. Год и номер гос. регистрации ОИС: 2019, № 2019611699.
- «История Германии» — программа для ЭВМ. Авторы: Клёнышева Н. Д., Васильева Т. Ю., Беленикина Л. Н., Скуднев Д. М. Год и номер гос. регистрации ОИС: 2019, №201961170000.
- «Олимпиада по русскому языку» — база данных. Авторы: Попова Е. А., Лапшина М. Г. Год и номер гос. регистрации ОИС: 2019, № 2019621970.
- «Тренажер. Английские фразовые глаголы» — программа для ЭВМ. Авторы: Орлова Н. В., Трунова Е. Г., Сушкова Н. А., Окороков В. Г., Денисова А. А., Первеева В. Г., Скуднев Д. М. Год и номер гос. регистрации ОИС: 2019, № 2019667200.
- «Английский язык. ЕГЭ: устная часть. 26 тренировочных вариантов. Часть 2» — программа для ЭВМ. Авторы: Стурова Е. А.; Сушкова Н. А., Воронин И. В. Год и номер гос. регистрации ОИС: 2019, № 2019667201.
Научные конференции
Институтом филологии на периодической основе, по большей части ежегодно, организуются и проводятся
- международный форум «Задонские Свято-Тихоновские образовательные чтения»;
- международная научно-практическая конференция «Запад и Восток в диалоге культур»;
- всероссийская научная конференция «Барышниковские чтения» с ежегодно обновляемой предметной тематикой;
- всероссийская научная конференция «Щеулинские чтения» (Первые — 2016 г., Вторые — 2018 г.);
- межвузовская научно-практическая конференция с международным участием «Иностранный язык в школьно-вузовской практике»;
- региональный научно-практический семинар для преподавателей и учителей иностранных языков «Гуманитарные науки – школе»;
- научно-практическая конференция «Методика преподавания русского языка как иностранного: традиции и инновации»;
- региональная конференция аспирантов, магистрантов, студентов и школьников «Россия и Европа: диалог культур».
Сверх того, проведены
- международная научно-практическая конференция «Духовность и ментальность: экология языка и культуры на рубеже ХХ-ХХI веков» (2017 г.);
- всероссийская научная конференция «Слово. Предложение. Текст. Коммуникация», посвященная памяти профессора А. И. Долгих (2017 г.).
С 2020 г. будет регулярно проводиться Международная научная конференция «Языковая и культурная среда в метаморфозах интерпретаций: Русистика. Германистика. Романистика», которой предполагается придать значение своеобразной визитной карточки института филологии в гуманитарной науке
Научно-исследовательская база
- http://www.pedlib.ru
Педагогическая библиотека представляет собой постоянно пополняющееся собрание литературы по педагогике, ее прикладным отраслям, а также наукам медицинского и гуманитарного циклов, имеющим отношение к воспитанию и обучению детей. - http://www.ecsocman.edu.ru
Федеральный образовательный портал - http://feb-web.ru
Фундаментальная электронная библиотека Русская литература и фольклор (ФЭБ) – полнотекстовая информационная система по произведениям русской словесности, библиографии, научным исследованиям и историко-биографическим работам. Основное содержание ФЭБ представляется в электронных научных изданиях (ЭНИ), каждое из которых посвящено отдельному автору (Пушкин, Лермонтов, ...), жанру (былины, песни,...) или произведению (Слово о полку Игореве,...). - http://www.gramota.ru
Справочно-информационный портал Русский язык – поддерживается Министерством по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Разделы: официальные документы, новости, журнал, мониторинг культуры речи и др. - http://www.philologgy.ru
Филологический портал Philology.ru – попытка компактно представить в интернете различную информацию, касающуюся филологии как теоретической и прикладной науки. Центральным разделом портала является библиотека филологических текстов (монографий, статей, методических пособий). Портал создан в апреле 2001 г. - http://in-yaz-book.ru/
Бесплатная библиотека иностранных языков. Бесплатная библиотека: самоучители, учебники, словари, разговорники, всех мировых языков. - http://www.biblioclub.ru
«Университетская библиотека онлайн» – это электронная библиотека, обеспечивающая доступ к наиболее востребованным материалам-первоисточникам, учебной, научной и художественной литературе ведущих издательств.
В институте филологии в приоритет и на самый высокий уровень поставлена организация научной работы студентов, обучающихся по всем направлениям подготовки бакалавриата и магистратуры. Наглядное свидетельство тому — не только их интенсивное участие под руководством опытных наставников в разнообразных научных мероприятиях, организуемых институтом, но и наличие внушительного числа студентов, опубликовавших статьи в сборниках материалов конференций, проходивших за пределами ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, в журналах Перечня ВАК РФ, в зарубежных изданиях, победителей и призеров авторитетных международных и всероссийских конкурсов и фестивалей.