Фраза дня
Нет стремления более естественного, чем стремление к знанию.
Мишель де Монтень

Наука
Экспертные,консалтинговые,
научно-методические
услуги

- Национальный проект «Наука и университеты»
- Междисциплинарная научно-образовательная олимпиада школьников «Малая академия наук «НИКА» (2023 год)
- Наиболее значимые публикации
- Серия вебинаров о библиометрии и продуктах Clarivate Analytics и практические рекомендации по публикации в международных журналах международной базы научного цитирования Web of Science
- Регистрация на мероприятия
- Обновлен список ВАК
- Обновлен список российских журналов в Scopus


Научные школы
Определяющими функциями научной школы являются исследовательская и образовательная функции. Первая функция ориентирована на совместную исследовательскую деятельность научного сообщества, создание инновационного продукта; а вторая – на подготовку научных кадров и специалистов высшей квалификации (докторов и кандидатов наук), обучение творчеству, входящих в нее молодых ученых для работы в высших учебных заведениях РФ.
Главное функциональное назначение научной школы ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского состоит в мобилизации научного потенциала на решение актуальных теоретико-методологических и практических проблем, обеспечение преемственности научных традиций, поддержка исследований молодых ученых, создание и внедрение инновационных образовательных программ. Результаты работы научной школы представляются в ведущих научных изданиях, научных форумах международного, федерального и регионального уровнях, монографиях, учебниках и учебных пособиях, научных статьях, докладах, опубликованных в России и за рубежом, докторских и кандидатских диссертациях.
В Университете плодотворно работают 6 научных школ:
«Русская словесность и православие: творчество М.А. Шолохова
в контексте русской литературы и христианской культуры»
Научная школа кафедры русского языка и литературы
Руководитель – д.ф.н., профессор Сатарова Л.Г.
Научная школа исследует творчество М.А. Шолохова в контексте русской литературы и христианской культуры. Руководитель научной школы – доктор филологических наук, профессор Сатарова Людмила Георгиевна. Л.Г. Сатарова является членом диссертационного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций в Елецком государственном университете им. И.А. Бунина. С 1996 года она руководит аспирантами и соискателями университета по специальности 10.01.01 – русская литература. К настоящему времени под ее руководством защищены 5 кандидатских диссертаций (Ершова Н.В., Никольская Н.Н., Стюфляева Н.В., Шкурат Л.С., Гречушкина Н.В.). Они работают в ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, ЛИРО и Тамбовском экономическом колледже. Н.В. Стюфляева и Л.С. Шкурат получили гранты Областной администрации на издание своих монографий, Н.В. Гречушкина получила на издание своей монографии грант молодых ученых ЛГПУ.
Л.Г. Сатарова постоянно выступает официальным оппонентом на защите диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата филологических наук по специальности в диссертационных советах Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина, Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, Воронежского государственного университета.
Отчет за 2017 год
Приложение к отчету за 2017 год
Отчет за 2018 год
План на 2019 год
Отчет за 2019 год
Отчет за 2020 год
Приложение к отчету за 2020 год
Отчет за 2021 год
«Единицы и категории русского языка в системно-структурном и антропоцентрическом изучении»
Научная школа кафедры русского языка и литературы
Руководитель – д.ф.н., профессор Попова Е.А.
Научная школа занимается вопросами исследования единицы и категории русского языка в системно-структурном и антропоцентрическом изучении.
Руководитель научной школы д.ф.н., профессор Попова Е.А. С 2002 г. она руководит докторантами, аспирантами и соискателями ЛГПУ по специальности 10.02.01 – русский язык. К настоящему времени под ее руководством защищены 2 докторские диссертации (доц. ЕГУ им. И.А. Бунина В.А. Бурцев, доц. ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского И.П. Черноусова) и 10 кандидатских диссертаций (Т.П. Мордасова, Ек.А. Попова, Н.Н. Машеро, В.Ю. Арбузова, А.Ю. Скрыльникова, Ю.М. Калинина, П.А. Колобаев, О.С. Шурупова, И.М. Колышкина, О.А. Бокова). Аспиранты Е.А. Поповой, защитившие кандидатские диссертации, работают в ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, в других учебных заведениях г. Липецка и Липецкой области (высших, средне-специальных, средних), в Сибирском Федеральном университете (г. Красноярск). Многие аспиранты Е.А. Поповой (Т.П. Мордасова, Н.Н. Машеро, В.Ю. Арбузова, А.Ю. Скрыльникова, Ю.М. Калинина, П.А. Колобаев, О.С. Шурупова, И.М. Колышкина) как наиболее успешно обучающиеся в аспирантуре получали именные стипендии. Аспирантка А.Ю. Скрыльникова стала лауреатом II Всероссийского конкурса аспирантских работ по когнитивной лингвистике 2007 года, проведенного на базе Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина Институтом языкознания РАН и Общероссийской общественной организацией «Российская ассоциация лингвистов- когнитологов». Аспирантка А.Ю. Скрыльникова была награждена дипломом лауреата конкурса, Е.А. Попова – благодарственным письмом, подписанным председателем конкурсной комиссии – директором Института языкознания РАН, членом-корреспондентом РАН, доктором филологических наук, профессором В.А. Виноградовым. Аспирантка Ситникова Ю.В. – лауреат III Международной научно-практической конференции «Педагогический поиск – 2014» в номинации «Исследовательская статья», за доклад по теме диссертационного исследования «Особенности Американского текста русской литературы».
Отчет за 2017 год
Отчет за 2018 год
План на 2019 год
Отчет за 2019 год
Отчет за 2020 год
План на 2021 год
Отчет за 2021 год
План на 2022 год
«Теория и практика творческо-познавательной деятельности учащейся молодежи»
Научная школа кафедры технологии и технического творчества
Руководитель – д.п.н., доцент Тигров В.П.
Научная школа занимается вопросами теории и практики творческо-познавательной деятельности. Руководителем является д.п.н., доц., профессор кафедры технологии и технического творчества Тигров В.П. Ведущие ученые научной школы: к.п.н., доц. Шипилова Т.Н., к.п.н., доц. Буданцев А.Е. В рамках данной школы ведутся ис¬следования, изучающие вопросы формирования творческих возможностей учащихся в технологическом образовании; проблемы формирования исследовательских умений учащихся в технологическом образовании; вопросы развития творческой активности учащейся молодежи в технологическом образовании и развития творческой познавательной активности учащихся в процессе конструкторской деятельности; педагогические условия вовлечения младших школьников в изобретательскую деятельность в процессе дополнительного технологического образования. Исследуется информационно-образовательная среда в дополнительном технологическом образовании и формирование художественно-конструкторских умений учащихся в дополнительном технологическом образовании, развитие технического творчества учащихся, а также педагогические условия коллективного выполнения творческой проектной деятельности учащихся и педагогические условия обучения учащихся изобретательной деятельности.
Отчет за 2017 год
План работы на 2019 год
Отчет за 2020 год
План работы на 2021 год
Отчет за 2021 год
План работы на 2022 год
«Становление и развитие субъектности личности на разных уровнях образования»
Научная школа кафедры психологии, педагогики и специального образования
Руководитель – д.п.н., профессор Елисеев В.К.
Научная школа исследует вопросы становления и развития субъектности личности на разных уровнях образования. Научная работа осуществляется научной группой во главе с профессором В.К. Елисеевым (к. психол. и., доцент Васильева Е.М, к. психол. н., доцент Долматова В.Н., к. психол. н., доцент Отт Н.Г., к. психол. н., доцент Шароглазова С.А, к. пед. н., доцент Назаренко М.М. и др.). В рамках данной школы предложено авторское понимание стадий субъектности, основанное на задействовании механизмов само детерминации: самоопределения, саморегуляции, самореализации, самоидентификации, самопроектирования. Представлена психологическая структура субъектности, и исследованы ее составляющие: рефлексивная активность, субъектный потенциал, ценностно-смысловая сфера, ответственность, а также изучена взаимосвязь рефлексии с указанными компонентами субъектности. Разработана рефлексивно-ориентированная программа формирования субъектности будущих учителей, основанная на оптимизации рефлексивной активности, целостности осмысления личностного и профессионального содержания педагогической деятельности; актуализации рефлексивной перспективы развития профессионализма педагога и его потенциальных возможностей. Формирование компонентов субъектности реализовалось в образовательном процессе вуза посредством специальной рефлексивно ориентированной тренинговой программы. Опубликована монография «Рефлексивные детерминанты формирования субъектности будущего учителя». Разработан элективный курс «Формирование рефлексивной компетенции будущего педагога». Методологически и теоретически обоснована необходимость формирования субъектно-профессиональной позиции будущих педагогов; разработаны критерии оценки сформированости структурных компонентов и типов позиции будущих специалистов; выявленные в ходе теоретического исследования особенности формирования субъектно- профессиональной позиции будущих учителей в контексте развития субъектности, позволили усовершенствовать процесс их профессионально-личностного становления в период обучения в вузе;
Разработан и апробирован комплекс авторских методик и анкет оценки сформированное субъектно-профессиональной позиции будущих учителей в связи со стадиями формирования их субъектности.
Отчет за 2017 год
Отчет за 2018 год
Отчет за 2019 год
Отчет за 2020 год
План за 2021 год
Отчет за 2021 год
«Социальное проектирование инновационных социальных технологий гармонизации и оптимизации социального пространства, обеспечивающих устойчивое развитие общества»
Научная школа кафедры философии, социологии и теологии
Руководитель – д.с.н., профессор Шмарион Ю.В.
Главной целью научной школы является разработка и широкое применение инновационных методов познания и преобразования жизни, как на уровне регионального сообщества, так и общества в целом.
Социальное проектирование и социальные технологии как ключевые наукоемкие процедуры управленческого цикла представляют тот интеллектуальный наукоемкий ресурс, с помощью которого можно не только изучить и предсказать поведение различные социальных систем, процессов и явлений, но и активно влиять на практическую жизнь общества, в целью достижения оптимального социального результата. Научный руководитель – д.с.н., к.т.н., профессор Шмарион Ю.В.
Отчет за 2017 год
Отчет за 2018 год
Отчет за 2020 год
План работы на 2021 год
Отчет за 2021 год
«Актуальные проблемы аграрной истории XVIII-XXI вв.»
Научная школа кафедры отечественной и всеобщей истории
Руководитель – д.ист.н., профессор Земцов Л.И.
Аграрная проблематика исследуется на кафедре уже несколько десятилетий. Начало изучению аграрного вопроса в России историками кафедры положил замечательный ученый и долговременный заведующий кафедрой истории СССР ЛГПИ профессор В.М. Важинский. В центре внимания специалистов – правовые нормы российского крестьянства, правительственная политика в деревне, социально-экономические особенности развития села от XVIII к XXI веку, духовно-нравственные основания менталитета «великого незнакомца».
Сегодня научной школой руководит доктор исторических наук, профессор Л.И. Земцов. Различные стороны аграрного вопроса в России изучали в разное время и продолжают исследовать сотрудники кафедры: доктора исторических наук А.Н. Долгих, В.Н. Томилин (заведующий кафедрой), кандидаты исторических наук В.А. Алексеев, Л.С. Зудина, А.А. Иванов, Г.В. Лаухина, И.Д. Петришина, И.А. Шевченко. В 2011–2015 гг. под руководством Л.И. Земцова успешно защитили кандидатские диссертации по аграрной тематике Г.В. Лаухина, М.П. Осипова, И.А. Шевченко.
Отчет за 2018 год
Отчет за 2019 год
План на 2020 год
Отчет за 2020 год
План на 2021 год
Отчет за 2021 год
План на 2022 год