Научные школы -- ЛГПУ

Научные школы


 

Ведущие научные школы в организациях высшего образования, подведомственных Минпросвещения России

 

Определяющими функциями научной школы являются исследовательская и образовательная функции. Первая функция ориентирована на совместную исследовательскую деятельность научного сообщества, создание инновационного продукта; а вторая – на подготовку научных кадров и специалистов высшей квалификации (докторов и кандидатов наук), обучение творчеству, входящих в нее молодых ученых для работы в высших учебных заведениях РФ.

 

Главное функциональное назначение научной школы ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского состоит в мобилизации научного потенциала на решение актуальных теоретико-методологических и практических проблем, обеспечение преемственности научных традиций, поддержка исследований молодых ученых, создание и внедрение инновационных образовательных программ. Результаты работы научной школы представляются в ведущих научных изданиях, научных форумах международного, федерального и регионального уровнях, монографиях, учебниках и учебных пособиях, научных статьях, докладах, опубликованных в России и за рубежом, докторских и кандидатских диссертациях.

 

В Университете плодотворно работают 5 научных школ:

 

 

 

 

«Русская словесность и православие: творчество М.А. Шолохова
в контексте русской литературы и христианской культуры»

Научная школа кафедры русского языка и литературы

 

Руководитель – д.ф.н., профессор Сатарова Л.Г.

 

Научная школа исследует творчество М.А. Шолохова в контексте русской литературы и христианской культуры. Руководитель научной школы – доктор филологических наук, профессор Сатарова Людмила Георгиевна. Л.Г. Сатарова является членом диссертационного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций в Елецком государственном университете им. И.А. Бунина. С 1996 года она руководит аспирантами и соискателями университета по специальности 10.01.01 – русская литература. К настоящему времени под ее руководством защищены 5 кандидатских диссертаций (Ершова Н.В., Никольская Н.Н., Стюфляева Н.В., Шкурат Л.С., Гречушкина Н.В.). Они работают в ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, ЛИРО и Тамбовском экономическом колледже. Н.В. Стюфляева и Л.С. Шкурат получили гранты Областной администрации на издание своих монографий, Н.В. Гречушкина получила на издание своей монографии грант молодых ученых ЛГПУ.

Л.Г. Сатарова постоянно выступает официальным оппонентом на защите диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата филологических наук по специальности в диссертационных советах Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина, Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, Воронежского государственного университета.

 

Отчет за 2017 год

Приложение к отчету за 2017 год

Отчет за 2018 год

План на 2019 год

Отчет за 2019 год

Отчет за 2020 год

Приложение к отчету за 2020 год

Отчет за 2021 год

Отчет за 2022 год

План на 2023 год

 Отчет за 2023 год

«Единицы и категории русского языка в системно-структурном и антропоцентрическом изучении»

Научная школа кафедры русского языка и литературы

 

Руководитель – д.ф.н., профессор Попова Е.А.

 

Научная школа создана в 1990 г. доктором филологических наук, профессором, Заслуженным деятелем науки РФ, заведующим кафедрой русского языка и общего языкознания Щеулиным Василием Васильевичем (1928–2014).

Общие научные интересы в рамках единого направления исследований научной школы связаны с теоретическим и прикладным изучением русского языка, его единиц и категорий в лингвокультурологическом, функционально-коммуникативном, системно-структурном аспектах. За весь период деятельности под руководством ученых школы (проф. В.В. Щеулин, проф. Е.А. Попова, доц. Т.В. Гончарова, Л.П. Плеханова) школы защищено 5 докторских диссертаций по специальности 10.02.01 – русский язык (5.9.5. Русский язык. Языки народов России) и более 35 кандидатских диссертаций по той же специальности. С 2010 г. руководителем научной школы является Попова Елена Александровна – доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русского языка и литературы, Почетный работник сферы образования Российской Федерации. С 1990 г. деятельность школы связана с подготовкой молодых ученых в рамках аспирантуры по специальности 10.02.01 – русский язык, 45.06.01 Языкознание и литературоведение (Русский язык), 5.9.5. Русский язык. Языки народов России. В настоящее время руководителем аспирантуры является проф. Е.А. Попова. Под ее руководством защищены 3 докторские диссертации (проф. ЕГУ им. И.А. Бунина В.А. Бурцев, проф. ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского И.П. Черноусова, проф. ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского О.С. Шурупова) и 14 кандидатских диссертаций (Т.П. Мордасова (Лунина), Ек.А. Попова, Н.Н. Машеро, В.Ю. Арбузова, А.Ю. Скрыльникова (Рощупкина), Ю.М. Калинина, П.А. Колобаев, О.С. Шурупова, И.М. Колышкина, О.А. Бокова, Н.В. Зубакова, Т.Ю. Колупанова (Завьялова), А.В. Родионова, В.А. Казанцева). Докторанты, аспиранты и соискатели проф. Е.А. Поповой, защитившие докторские и кандидатские диссертации, работают в ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, в других учебных заведениях г. Липецка и иных городов (высших, средне-специальных, средних, дополнительного образования), например, в Московском государственном техническом университете им. Н.Э. Баумана – Ю.М. Калинина, Сибирском Федеральном университете (г. Красноярск) – П.А. Колобаев, а также в Японии – В.А. Казанцева. Многие аспиранты Е.А. Поповой (Т.П. Мордасова, Н.Н. Машеро, В.Ю. Арбузова, А.Ю. Скрыльникова, Ю.М. Калинина, П.А. Колобаев, О.С. Шурупова, И.М. Колышкина) как наиболее успешно обучающиеся в аспирантуре получали именные стипендии, студентка Н.А. Богословская – стипендию Президента Российской Федерации.

К числу ведущих ученых (признанных специалистов) в области русистики и теории языка, работающих в ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, также относятся Черноусова Ирина Петровна – доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и литературы; Шурупова Ольга Сергеевна доктор филологических наук, профессор кафедры английского языка; Гончарова Татьяна Васильевна кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и литературы; Плеханова Людмила Петровна – кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и литературы. Научные интересы школы реализуются в рамках таких лингвистических дисциплин, как лингвистика нарратива, лингвокультурология, лингвистическая имагология, лингвофольклористика, лингвистическая аксиология, лингвистика сверхтекста (у истоков последней дисциплины стоят Е.А. Попова, О.С. Шурупова).

В рамках грантовой деятельности научная школа участвовала в реализации научных проектов РГНФ, РФФИ, Министерства просвещения РФ: 2018–2019 гг. – «Провинциальный (Липецкий) текст: лингвокультурологические аспекты и ментально-сущностные характеристики» – грант РФФИ № 18-412-480003 (Попова Е.А. – руководитель проекта, Черноусова И.П., Гончарова Т.В., Плеханова Л.П., Е.И. Белая – исполнители проекта); 2018 г. – Всероссийская научная конференция «Л.Н. Толстой и А.И. Солженицын: диалоги в непрошедшем времени» (Липецк, ФГБОУ ВО «ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского», 9-11 октября 2018 г.) – грант РФФИ № 18-012-2003918 (Попова Е.А., Шурупова О.С. – исполнители проекта); 2006 г. – Попова Е.А. Коммуникативные аспекты традиционного повествования русской классической литературы: в 2-х частях (Издание осуществлено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Центральная Россия: прошлое, настоящее, будущее», проект № 06-04-73402а/Ц); 2021 г. – Культурно-просветительский проект «Язык, созданный для поэзии…». Грант Министерства просвещения РФ (Попова Е.А., Белая Е.И., Грецкая Е.С., Завьялова Т.Ю. – исполнители проекта). Работа по реализации проекта отмечена благодарственным письмом Министерства просвещения РФ за продвижение и популяризацию русского языка).

Результаты научных исследований, полученные представителями школы, внедрены в учебный процесс ФГБОУ ВО «ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского» и других вузов РФ, а также школ региона. Об этом свидетельствуют следующие учебные и учебно-методические пособия, многие из которых представляют собой продолжающиеся издания:

  1. Гончарова Т.В., Плеханова Л.П. Речевая культура личности: практикум. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2012. – 240 с. Данное пособие, выдержавшее к настоящему времени 4 издания, допущено УМО по классическому университетскому образованию для студентов высших учебных заведений в качестве учебного пособия по специальности «Филология».
  2. Провинциальный (Липецкий) текст русской литературы: корпус прецедентных текстов региональной направленности. Учебное пособие / Отв. редактор Е.А. Попова. – Липецк: Липецк-Плюс, 2018. – 532 с.
  3. Провинциальный (Липецкий) текст русской литературы: корпус прецедентных текстов региональной направленности. Второй выпуск. Учебное пособие / Научные редакторы: Т.В. Гончарова, И.П. Черноусова. Отв. редактор Е.А. Попова. – Липецк: Липецк-Плюс, 2020. – 662 с.
  4. Преподавание русского языка и литературы в школе. Практические материалы: учебно-методическое пособие. – Липецк: ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2018–2022. Выпуски 1-5.

Члены школы за успехи в научной и профессиональной деятельности неоднократно награждались отраслевыми наградами, областными премиями, грамотами, дипломами, благодарственными письмами.

 

Отчет за 2017 год

Отчет за 2018 год

План на 2019 год

Отчет за 2019 год

Отчет за 2020 год

План на 2021 год

Отчет за 2021 год

План на 2022 год

Отчет за 2022 год

План на 2023 год

 Отчет за 2023 год

«Теория и практика творческо-познавательной деятельности учащейся молодежи»

Научная школа кафедры технологии и технического творчества

 

Руководитель – д.п.н., доцент Тигров В.П.

 

Научная школа занимается вопросами теории и практики творческо-познавательной деятельности. Руководителем является д.п.н., доц., профессор кафедры технологии и технического творчества Тигров В.П. Ведущие ученые научной школы: к.п.н., доц. Шипилова Т.Н., к.п.н., доц. Буданцев А.Е. В рамках данной школы ведутся ис¬следования, изучающие вопросы формирования творческих возможностей учащихся в технологическом образовании; проблемы формирования исследовательских умений учащихся в технологическом образовании; вопросы развития творческой активности учащейся молодежи в технологическом образовании и развития творческой познавательной активности учащихся в процессе конструкторской деятельности; педагогические условия вовлечения младших школьников в изобретательскую деятельность в процессе дополнительного технологического образования. Исследуется информационно-образовательная среда в дополнительном технологическом образовании и формирование художественно-конструкторских умений учащихся в дополнительном технологическом образовании, развитие технического творчества учащихся, а также педагогические условия коллективного выполнения творческой проектной деятельности учащихся и педагогические условия обучения учащихся изобретательной деятельности.

 

Отчет за 2017 год

План работы на 2019 год

Отчет за 2020 год

План работы на 2021 год

Отчет за 2021 год

План работы на 2022 год

Отчет за 2022 год

План работы на 2023 год

 Отчет за 2023 год

 План работы на 2024 год

«Формирование рефлексивной культуры будущего учителя как субъекта учебно-профессиональной деятельности»

Научная школа кафедры психологии, педагогики и специального образования

 

Руководитель – д.п.н., профессор Елисеев В.К.

 

Научная школа исследует вопросы становления и развития субъектности личности на разных уровнях образования. Научная работа осуществляется научной группой во главе с профессором В.К. Елисеевым (к. психол. и., доцент Васильева Е.М, к. психол. н., доцент Долматова В.Н., к. психол. н., доцент Отт Н.Г., к. психол. н., доцент Шароглазова С.А, к. пед. н., доцент Назаренко М.М. и др.). В рамках данной школы предложено авторское понимание стадий субъектности, основанное на задействовании механизмов само детерминации: самоопределения, саморегуляции, самореализации, самоидентификации, самопроектирования. Представлена психологическая структура субъектности, и исследованы ее составляющие: рефлексивная активность, субъектный потенциал, ценностно-смысловая сфера, ответственность, а также изучена взаимосвязь рефлексии с указанными компонентами субъектности. Разработана рефлексивно-ориентированная программа формирования субъектности будущих учителей, основанная на оптимизации рефлексивной активности, целостности осмысления личностного и профессионального содержания педагогической деятельности; актуализации рефлексивной перспективы развития профессионализма педагога и его потенциальных возможностей. Формирование компонентов субъектности реализовалось в образовательном процессе вуза посредством специальной рефлексивно ориентированной тренинговой программы. Опубликована монография «Рефлексивные детерминанты формирования субъектности будущего учителя». Разработан элективный курс «Формирование рефлексивной компетенции будущего педагога». Методологически и теоретически обоснована необходимость формирования субъектно-профессиональной позиции будущих педагогов; разработаны критерии оценки сформированости структурных компонентов и типов позиции будущих специалистов; выявленные в ходе теоретического исследования особенности формирования субъектно- профессиональной позиции будущих учителей в контексте развития субъектности, позволили усовершенствовать процесс их профессионально-личностного становления в период обучения в вузе;

Разработан и апробирован комплекс авторских методик и анкет оценки сформированное субъектно-профессиональной позиции будущих учителей в связи со стадиями формирования их субъектности.

 

Отчет за 2017 год

Отчет за 2018 год

Отчет за 2019 год

Отчет за 2020 год

План за 2021 год

Отчет за 2021 год

Отчет за 2022 год

План за 2023 год

 Отчет за 2023 год

«Актуальные проблемы аграрной истории XVIII-XXI вв.»

Научная школа кафедры отечественной и всеобщей истории

 

Руководитель – д.ист.н., профессор Томилин В.Н.

 

Аграрная проблематика исследуется на кафедре уже несколько десятилетий. Начало изучению аграрного вопроса в России историками кафедры положил замечательный ученый и долговременный заведующий кафедрой истории СССР ЛГПИ профессор В.М. Важинский. В центре внимания специалистов – правовые нормы российского крестьянства, правительственная политика в деревне, социально-экономические особенности развития села от XVIII к XXI веку, духовно-нравственные основания менталитета «великого незнакомца».

Сегодня научной школой руководит доктор исторических наук, профессор Л.И. Земцов. Различные стороны аграрного вопроса в России изучали в разное время и продолжают исследовать сотрудники кафедры: доктора исторических наук А.Н. Долгих, В.Н. Томилин (заведующий кафедрой), кандидаты исторических наук В.А. Алексеев, Л.С. Зудина, А.А. Иванов, Г.В. Лаухина, И.Д. Петришина, И.А. Шевченко. В 2011–2015 гг. под руководством Л.И. Земцова успешно защитили кандидатские диссертации по аграрной тематике Г.В. Лаухина, М.П. Осипова, И.А. Шевченко.

Подробнее>>

 

Отчет за 2018 год

Отчет за 2019 год

План на 2020 год

Отчет за 2020 год

План на 2021 год

Отчет за 2021 год

План на 2022 год

Отчет за 2022 год

 Отчет за 2023 год

 План на 2024 год