- Интервью по поводу… -- ЛГПУ

Интервью по поводу…

Интервью по поводу…


В свой день рождения на вопросы пресс-центра ответил к.ф-м.н., доцент кафедры информатики, информационных технологий и защиты информации Александр Николаевич Москалев. Почти 30 лет он работает в нашем вузе. Преподает электрорадиотехнику, мультимедиа, моделирование физических процессов и другие дисциплины. Александр Николаевич несколько раз в год выступает на заседаниях методического объединения учителей физики и астрономии города Липецка, более 10 лет работает в центре поддержки одаренных детей «Стратегия».

А.Н. Москалев – автор более 100 научных публикаций. В соавторстве с Г.Н. Никуловой  издал учебное пособие для подготовки к ЕГЭ по физике, которое актуально уже  более 10 лет.

 

 

Александр Николаевич, расскажите, пожалуйста, о себе?

Я родом из Липецкой области. Окончил Университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы (1979-1985 годы). По окончании получил 2 специальности – физик. Преподаватель в высших и средних учебных заведениях и диплом переводчика с испанского на русский. После службы в армии в 1989 году я приехал в ЛГПИ, где работал ассистентом на кафедре теоретической физики. Аспирантуру окончил тоже в УДН, а научный руководитель Л.М. Горбунов был из Физического института академии наук. Через 3 года защитился и вернулся в ЛГПИ уже в качестве преподавателя.

 

Как Вы выбирали профессию?

Выбирая профессию, мечтал о науке. Физика и математика давались в школе легче других предметов, поэтому выбор пал именно на физико-математический факультет.

 

Как же Вы стали еще переводчиком?

Для поступления в УДН было необходимо пройти годичное обучение на  подготовительном факультете, где все в обязательном порядке учили иностранные языки. Иностранцы учили русский. Мы не могли выбирать, распределение происходило без учета пожеланий, мне достался испанский язык. Первый год учили  по 20 часов в неделю, каждую неделю пели песни, посещали диктофонный кабинет, смотрели фильмы на испанском. Во время дальнейшего обучения слушали лекции на иностранном языке, смотрели фильмы. Кроме того, в общежитии в одной комнате жил с испаноговорящими студентами, получается, изучение проходило с погружением.

 

После окончания вуза Вам пришлось когда-то применить знания языка?

Был один случай. После аспирантуры приехал работать в ЛГПИ. И мне пришлось работать с группой кубинцев. Я у них вел занятия по электротехнике. На экзамене они заявили, что все знают, но не все могут объяснить по-русски. Тогда я им на испанском языке предложил рассказать материал на языке Сервантеса. Видели бы вы замешательство тех студентов, их фокус не удался!

 

Чем Вам запомнились студенческие годы?

Насыщенной студенческой жизнью. Мы очень много учились, занимались спортом, общественной деятельностью. Я, например, в университете настолько серьезно увлекся лыжами, что получил 1 взрослый разряд. Еще у меня 1 разряд по борьбе, которой занимался в школе. В университете 5 раз выезжал со стройотрядами, строил БАМ, был в Казахстане. У нас был интернациональный отряд, мы зарабатывали свои первые деньги, но при этом нам было весело, узнавали и воспитывали друг друга.

 

Что Вы считаете самым сложным в работе?

Я физик-теоретик. Самое сложное – достичь в науке той цели, которую наметил. В работе же со студентами нет абсолютно никаких сложностей. Я всегда говорю, что независимо от того, что вы знаете, всего можно добиться работой.

 

Насколько перспективны направления подготовки, связанные с физикой, в нашем университете?

Абсолютно уверен, что учитель, в том числе и математики и физики, на сегодняшний день очень перспективная профессия. Во-первых, учителей не хватает, они очень востребованы. Во-вторых, сегодня заметно повышенное внимание не только профильного министерства, но и Президента РФ к подготовке учителей. К тому же, преподавать  физику очень интересно – это сложная  наука, в которой нет никаких алгоритмов, есть только основные законы, которые можно использовать по-разному.

Вообще, выпускники нашего университета, обучаясь в институте естественных математических и технических наук, получают фундаментальные знания и всегда востребованы на рынке труда.

 

Как Вы считаете, любой школьник может стать физиком или нужен определенный склад ума?

Кончено, нужны определенные задатки, так называемый «математический склад ума». Есть присказка, что кандидат физико-математических наук может защитить  кандидатскую даже по гуманитарным наукам. Но чтобы достичь определенных успехов на выбранном поприще, нужно много трудиться и, конечно, лучше, если тебе это нравится и относительно легко дается.

 

Что Вам больше всего нравится в работе?

Работа с одаренными студентами. Им интересно все, что я им объясняю, они впитывают все, как губка, задают нестандартные вопросы.

 

Есть ли что-то, чему Вас научили студенты или обучаете только Вы?

Конечно! В процессе обучения идет взаимный обмен опытом.  Иногда студенты задают такие вопросы, над которым сам не задумывался. Приходится искать ответы, открывать новые знания.

 

Какая Ваша любимая книга?

 Мишель Монтень «Опыты».

 

Что бы Вы пожелали сегодняшним студентам?

Поменьше «зависать» в гаджетах, а освободившееся время тратить на прочтение книг.

 

В день рождения руководство университета, коллеги, ученики, студенты и выпускники от всей души поздравляют Александра Николаевича с юбилеем и желают ему крепкого здоровья, добра, неиссякаемой энергии, научного азарта и творческого вдохновения!


02.07.2021



Поделиться: