- <hr>КАФЕДРА НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА ПОДВОДИТ ИТОГИ -- ЛГПУ

КАФЕДРА НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА ПОДВОДИТ ИТОГИ

С 1 по 20 апреля 2007 года в Липецком государственном педагогическом университете прошел месячник науки. По его итогам на кафедре немецкого языка Факультета иностранных языков был подготовлен отчет.

Месячник науки
среди студентов 1 – 5 курсов, преподавателей, аспирантов и учеников гимназий
(отв.: к.ф.н., доц. Катаева С.Г., ст. преп. Сарычева В.В.)

Месячник науки (далее – МН) проводился с 1.04. по 20.04.2006 года. В месячнике приняли участие студенты немецкого отделения факультета иностранных языков (1 – 5 курсы), преподаватели и студенты педагогического колледжа г. Усмань и г. Лебедянь, учителя и школьники гимназии №64, преподаватели кафедры, а также гости.
Все мероприятия данного МН соответствовали требованиям НИРС и УИРС разных этапов обучения:
– развитие и совершенствование умений собирать и обрабатывать материал;
– развитие профессиональных навыков: умения выступать публично, декламировать, держаться перед аудиторией;
– развитие умения работать индивидуально и в коллективе;
– развитие умения творчески подходить к обработке материала, находить нестандартные решения проблемы;
– воспитание чувства ответственности за выполнение определенной работы в определенный срок;
– ознакомление с новыми формами работы (лекция-обзор, видеоклип);
– развитие художественных способностей студентов;
– развитие умения научного подхода к освоению темы.
Во время МН были организованы и проведены 2 конференции:

1. Международная конференция «Новые лингвистические и дидактические подходы в романистике и германистике», проведенная 11.04.07. с участием доктора Манфреда Петерса, преподавателя германистики из Бельгии, президента Ассоциации преподавателей французского языка. Были заслушаны 11 докладов преподавателей. На пленарном заседании М. Петерс выступил с докладом «Новые лингвистические подходы в германистике».

2. Итоговая научно-практическая конференция студентов, проведенная 12.04.07., на которой работали одновременно 2 секции:

– Секция лингвистики (рук.: к.ф.н. доц. Катаева С. Г.):
В работе секции лингвистики приняли участие 2 преподавателя кафедры немецкого языка (руководитель секции к.ф.н., доцент С. Г. Катаева и к.ф.н., ст. преп. Н. Д. Матарыкина), 2 преподавателя Лебедянского педагогического колледжа (Дронова О.А, Некрасова Л. Н. ), 4 студента Лебедянского педагогического колледжа, 16 студентов 3-5 курсов немецкого отделения факультета иностранных языков ЛГПУ.
С докладами выступили 15 студентов. Выступления были посвящены актуальным проблемам прикладной лингвистики и лексикографии. Все доклады студентов вызвали большой интерес слушателей, о чем свидетельствует оживленная дискуссия, завязавшаяся при подведении итогов работы секции. Необходимо отметить активность студентов 3 курса (5 из 15 докладов), уже первое выступление которых с докладами на конференции было признано успешным. Многие выступления сопровождались раздаточным материалом, что способствовало лучшему восприятию информации. При обсуждении докладов особенно положительно были оценены практическая направленность, а также широкий спектр затронутых в них лингвистических проблем, что вызвало некоторые затруднения при определении лучшего выступления. Были отмечены доклады Овечкиной Е., Рубановой Л., Чугуновой О. (3 курс), Целыковской С., Лохматовой И., (4 курс), Почуевой О., Игруновой И. (5 курс). В результате наиболее интересным был признан доклад Игруновой И. «Словообразование. Тема «экология» в лексической структуре немецкого языка».

– Секция методики (рук.: к.п.н., доц. С.А. Должникова):
В работе секции «методика» в рамках научно-практической конференции проходившей 12 апреля принимали участие студенты немецкого отделения ФИЯ (ДО- 16 человек, ОЗО – 3 человека) и студенты Лебедянского педагогического колледжа (6 человек).

С докладами выступили 6 студенток, из них 4 человека – студентки ДО 5 курса (Потанина И., Малютина Н., Бешкарева Ю., Чирикова А.), 1- студентка 6 курса ОЗО (Машрабова М.), 1 – студентка 4 курса ДО (Бугаева Е.).
Доклады были посвящены различным проблемам методики обучения иностранным языкам. 4 выступления сопровождались презентацией через мультимедийный проектор.
Лучшим был признан доклад Машрабовой М. «Особенности использования Интернет при обучении немецкому языку» (н. рук. – к.п.н., доцент С.А. Должникова).

3.04.07. состоялся Круглый стол «Судьба России и роль русской молодежи»с г. М. Стаховичем, переселенцем из Австрии, аристократом. М. Стахович рассказал о своем видении России и русских людей, в конце завязалась дискуссия. По результатам встречи оформлен коллаж.

13.04.07 господин Юрген Бёме (академический дирижер в университете Кобленц) посетил Липецкий педагогический университет, где в теплой дружеской атмосфере прошла встреча дирижера и педагога с преподавателями и студентами ЛГПУ и Усманского педагогического колледжа. Конечно, вопросов было много: наряду с почти профессиональными (студенты изучают аспект «Современная и классическая музыка Германии» на практических занятиях), Юрген Бёме отвечал и на личные вопросы. Он поведал о своей карьере в Германии, контактах с другими оркестрами и музыкальными учреждениями, в частности, о тесных контактах с Липецким оркестром. Господин Бёме охотно говорил об особенностях и взаимосвязях немецкой и русской музыки, рассказал о современном музыкальном ландшафте Германии, особенностях популярной музыки. Как носитель языка, господин Бёме стал ценным источником языковой и страноведческой информации, так интересующей студентов. В целом, встреча прошла плодотворно, в атмосфере непринужденности, искреннего интереса студентов, и оставила самые лучшие впечатления.

20.04.07. в рамках недели науки на немецком отделении состоялась лекция известного литературного переводчика с немецкого языка, президента Российского Союза германистов, руководителя проекта «Австрийские библиотеки» Белобратова А.В. (Санкт-Петербургский государственный университет) по теме: «Австрийская литература рубежа веков: лица и образы». Лекция была организована при содействии посольства Австрии. В первой части (на русском языке) Белобратов А.В. сделал подробный обзор литературных процессов в австрийской литературе 19-20 вв., рассказал о её наиболее известных представителях – поэтах Э. Яндле, Р.М. Рильке, И. Бахман и др., прозаиках С. Цвейге, П.Хандке и др. и драматургах Ф. Грильпарцере. Во второй части (на немецком языке) Белобратов А.В. подробно остановился на особенностях и трудностях перевода художественных произведений на примере его работ «Пианистка», «Любовницы», «Похоть» из творчества известной австрийской писательницы Эльфриды Елинек, лауреата Нобелевской премии 2004 по литературе. Богатый опыт Белобратова А.В. нашёл горячий отклик среди студентов и преподавателей, интересующихся переводом и, в частности, творчеством Э.Елинек, с которой лектора связывает тесное и многолетнее сотрудничество.

В процессе недели науки были также подготовлены следующие творческие мероприятия, которые можно назвать «сквозными», так как в них принимали участие все студенты и школьники:

1. Фонетический конкурс (19.04.07.) среди учащихся гимназий и студентов 1 – 2 курсов развивал в первую очередь профессиональные умения в том числе умения внеклассной работы, такие как способность составлять сценарий, работу над стихотворением, умение фонетически оформить свою речь, а также умение декламировать, петь, держаться перед аудиторией.
Было определено несколько номинаций, победители были награждены дисками на немецком языке. Отчет о проведении конкурса следует далее.
2. Конкурс (диктант) на лучшее знание Новой орфографической реформы Германии студентами 1-2 курсов (05.04);
3. Конкурс лучшего переводчика с немецкого на русский язык текста об иностранных языках для студентов 5 курса немецкого отделения (16.04);
4. Конкурс на лучшее сочинение на тему «Meine Erwartungen vom Studium» для школьников и студентов педколледжей;
5. Конкурс шпаргалок (для студентов 1-5 курсов). (до 16.04.)

По окончании МН были подведены итоги. Победители конкурсов были награждены призами.
В настоящее время готовится выпуск сборника научных статей и тезисов преподавателей, аспирантов и студентов, а также лучших сочинений, коллажей, переводов студентов и школьников по итогам МН.

Зав. кафедрой немецкого языка, доцент Катаева С.Г.
Ст. преп. Сарычева В.В.



Отчет о проведении фонетического конкурса
на немецком отделении среди студентов 1-2 курсов,
проведенном 19.04.07 в рамках месячника науки


Фонетический конкурс проводился 17 апреля 2007 года на 4 – 5 паре. В конкурсе приняли участие студенты групп Н – 11, Н- 12, Н – 21, Н – 22, школьники лицея № 64, студенты Усманского педагогического колледжа, старших курсов – в качестве зрителей.

Фонетический конкурс был объединен, организован и проведен с учетом тех навыков и умений, которые были сформированы в течение 1 и 2 курсов.
Условиями проведения конкурса были: массовое участие студентов, увлекательность и посильность предлагаемых заданий, творческий подход к подготовке и выступлениям.

Данный фонетический конкурс включал 3 этапа:
1) этап подготовки (2 недели);
2) этап проведения (19.04.2007, 4 – 5 пары);
3) этап подведения итогов.

1. Этап подготовки.
Каждой группой был подготовлен сценарий выступления, объединенный общим сюжетом и связанный с тематикой всей недели науки.
Сценарий включал
– обязательную часть: стихотворения, не входящие в программу курса; сценки (1-2 от группы); песня (1 от группы); программное стихотворение, прочтенное нетрадиционно;
– творческую часть, в которой студенты проявили свои творческие способности, фантазию.
До начала конкурса каждой группой была оформлена программка своего выступления. Эти программки были использованы для объявления о проведении фонетического конкурса.
Для организации и проведения конкурса были определены ведущие, студентки 3 курса Овечкина Ж. и Чернышова П. Сценарий ведения конкурса составлялся в соответствии с рекомендациями для жюри.
Был определен состав жюри: ст. преп. Сарычева В.В., ст.преп. Матарыкина Н.Д., преп. Лебедянского педагогического колледжа Некрасова Л.Н. , а также сформировано альтернативное жюри из числа студентов 3 курса (Новикова Ж., Афанасьева О., Рубанова Л., Чугунова О.).

2. Этап проведения.
В начале конкурса была проведена жеребьевка, объявлены номинации:
лучшее исполнение песни (1, 2, 3 место);
– лучший актер (1, 2, 3 место);
– лучшее прочтение стихотворения (1, 2, 3 место);
– лучшее инсценирование (1, 2, 3 место);
– лучший костюм(1, 2, 3 место);
– призер альтернативного жюри (1, 2, 3 место);
– удачный дебют .
Оценивалось фонетическое оформление речи; артистичность исполнения; оригинальность драматизации.
Группа Н – 11 представила сказку «Шнаппи и цветок из ключей».
Группа Н – 12 подготовила свой вариант сказки «Золушка или тяжелый путь познания».
Группа Н – 21 представили юмористическую типологию студентов.
Группа Н – 22 представила новую версию сказки «Как Алеша Попович добывал знания» и видеоклип.
Учащиеся 8-11 классов гимназии № 64 Гурчек Д., Арсеньева Е., Мишина Т., Осташевская Е., Путилина М. прочли стихотворения немецких авторов.
Студенты Усманского педагогического колледжа представили историю о трех «прилежных» студентах.

После концерта были награждены победители фонетического конкурса:

Лучшее прочтение стихотворения
– 1 место: Ломакина И (Н-21)
– 2 место: Колесникова О. (Н-11)
– 3 место: Гирка К. (Н-12)

Лучшая песня
– 1 место: Погожев Р. (Н-22)
– 2 место: Н-21
– 3 место: Н.21

Лучшая сценка
– 1 место: Н-21
– 2 место: Н-22
– 3 место: Н-11

Лучшее произношение
– 1 место: Дрожджа К. (Н-21)
– 2 место: Ломакина И. (Н-21)
– 3 место: Горбовская Л. (Р-12)

Лучший актер
– 1 место: Погожев Р. (Н-22)
– 2 место: Дорофеев П. (Н-21)
– 3 место: Завьялов В. (Н-22)

Самый удачный дебют
(школьники, студенты пед.колледжа)
– 1 место: Студенты Усманского пед.колледжа
– 2 место: Школьники Гимназии № 64

Лучший костюм
– 1 место: Горюнова К. (Н-22)
– 2 место: Дикова А. (Н-11)
– 3 место: Горбовская Л. (Н-12), Ельчанинова Н.(Н-22)

Приз альтернативного жюри
– Дорофеев П. (Н-21)
– Горюнова К. (Н-22)

Были также награждены призеры месячника науки
Лучшее выступление на научно-практической конференции:
- Секция лингвистики – Игрунова И.;
- Секция методики – Машрабова М.

Конкурс на лучшее знание Орфографической реформы: Н-11 – Богомолова О.; Н-12 – Саводян Ю.; Р-21 – Дрожджа К.; Н-22. – ГорюноваК.;

Конкурс на лучшие правила для студентов: Афанасьева О.

Лучший переводчик: Почуева О., Крикунова Н.

Конкурс шпаргалок: Н-11, Н-21, Н-22

Конкурс сочинений (для школьников): Беликова В. (гимназия №64), Алексеенко Е. ( гимназия №64)

18.05.2007



Поделиться: