Институт
естественных, математических и технических наук
Институт
филологии
Институт
психологии
и образования
Институт
истории, права
и общественных наук
Институт
культуры
и искусства
Институт
физической культуры
и спорта
ЭЛЕКТРОННАЯ ПРИЕМНАЯ РЕКТОРА


Фраза дня

Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а для того, чтобы будить чужую.

В. О. Ключевский
 

Виссарион Белинский

https://vse-shutochki.ru/citata/3752

 




Наука

Экспертные,
консалтинговые,
научно-методические
услуги








Интервью по поводу…


Геннадий Викторович,что для Вас стало определяющим в выборе профессиональной деятельности?

- В свое время, закончив Липецкое музыкальное училище по классу фортепиано, ваш покорный слуга получил направление для поступления в консерваторию (раньше были квоты, т.е. не все могли себе позволить продолжить обучение на более высоком профессиональном уровне), куда с успехом не поступил, потому что данное учебное заведение было в городе Воронеж, а молодая интересная особа (моя супруга, с которой мы живем без малого 40 лет) уже училась в ЛГПИ на первом курсе. Поэтому я с большим удовольствием подал заявление на исторический факультет нашего тогда педагогического института, куда, к своему удивлению, и поступил учиться. Можно сказать, что эта ситуация и стала определяющей в выборе моей будущей профессиональной деятельности. Получается, «шел мимо» и зашел. Но все-таки, моя будущая жена меня привела в данную деятельность опосредованно (получается она выступила в роли педагога, как я потом узнал от своих учителей).

Вы всегда хотели стать преподавателем или мечтали о чем-то другом?

- Конечно – нет, и ничего в этом нет зазорного, так как, идеализируя свою будущую профессиональную педагогическую деятельность (поступая по призванию), можно легко «нарваться» на конфликт ожидания и быстро разочароваться в ней. Но с другой стороны, обучаясь в музыкальном училище, меня уже после 8 класса приобщали и готовили к педагогической деятельности мои преподаватели. Правда, это было давно, но некоторые остались, слава Богу, в памяти.

 

Назовите, пожалуйста, людей, которые повлияли на Вас? Что они для Вас значили?

- Если говорить о серьезном влиянии, а именно о пересмотре себя и того, что окружает тебя, или, скорее о переходе в другое измерение, то таким человеком, точнее педагогом, для меня был Олег Анатольевич Казанский. Встреча с такого рода людьми в жизни любого человека устанавливает определенную черту – до и после. ДО – что-то помнится, но это неважно, ну было и было, как бы тебя не касалось, не трогало. Хотя, конечно же, были и до сих пор есть близкие тебе люди, но это личная жизнь. А вот если говорить об отношении к людям, к себе, вообще к миру, то это ПОСЛЕ, это уже в педагогике называется «личностно», «значимо», «индивидуально». Как раз О.А. Казанский, будучи на тот период времени заведующим кафедрой педагогики ЛГПИ, предложил мне работать ассистентом кафедры, оставив должность заместителя директора школы по воспитательной работе. Кстати, в 2021 году исполнится 75 лет со дня рождения этого замечательного педагога и 25 лет со дня его смерти.

 

Придерживаетесь ли Вы взглядов О.А. Казанского и сегодня?

- Однозначно – ДА, придерживаемся. Учителей с большой буквы невозможно забыть и невозможно от них отказаться, потому что их отношение, их взгляды становятся твоими. Речь идет о продолжении таких учителей в своих учениках. У Олега Анатольевича, конечно же, были ученики и немало, но его ученики есть его продолжение, но со своим подходом (в этом был его феномен). Поэтому по Казанскому, педагог – это человек, открывающий другому мир культуры (в широком и узком понимании этого слова).

 

Какое из Ваших профессиональных/научных достижений Вы считаете самым важным?

- Наверное, продолжение некоторых педагогических подходов к воспитанию в семье, которые формулировал в свое время О.А. Казанский. Может быть, разработка психолого-педагогических методик, зарегистрированных как ОИС, также научные исследования в области творческой деятельности.

 

Какие качества/навыки Вы считаете определяющими для или педагога?

- Ответственность, самостоятельность, свобода, небезразличие, нестандартность, чувство юмора, профессионализм. Можно, наверное, перечислять ещё много положительных характеристик, они все подойдут и необходимы. Но надо помнить, что педагог работает с другими людьми, а значит, он должен в них видеть людей – непохожих и индивидуальных.

 

Что Вас больше всего увлекает в работе?

- Непредсказуемость и определенность, когда ты знаешь, что ты можешь сделать в ситуации общения с другими людьми, чтобы они изменились.

 

Что значит для Вас работа в вузе?

- Как говорят философы – осознанная необходимость, которая человеку дана как данность, но данность, выбранная самим человеком под себя. Длительность работы в вузе говорит сама за себя. Значит это именно то, что ты лучше всего умеешь делать. Можно также сказать, что работа в вузе, также как и любая работа это тоже твоя жизнь. В общем, как говорят – кто на что учился.

 

Как эффективно организовать жизнь современному студенту? Чему учиться и к чему себя готовить?

- Не знаю! Скорее всего, эффективно организовывать свою жизнь надо учить до того, как студент стал студентом. Как назовешь корабль, так он и поплывет. Т.е., все мы родом из детства.

Мне кажется, необходимо учиться принимать других, какими они есть, самостоятельно решать свои проблемы и нести за это ответственность, любить, то, что ты делаешь и потом работать и жить с удовольствием.

 

Что больше всего цените в студентах и что, напротив, осуждаете (считаете недопустимым)?

- Усидчивость, настойчивость, пытливость, дотошность, нонконформизм.

- Наглость, безответственность, пофигизм, непунктуальность, бескультурье, цинизм, безграмотность.

 

На какие возможности, существующие в нашем университете, стоит обратить особое внимание студентам?

- На богатый специфический педагогический опыт – наследие К.А. Москаленко, С.А. Шмакова, О.А. Казанского.

 Ваш совет/пожелание первокурсникам.

- Во-первых, все первокурсники имеют общий старт. Этим надо пользоваться (т.е. у всех разные баллы при поступлении, но они обнуляются, и есть возможность «рвануть» в хорошем смысле в профессиональном плане). Следовательно – во-вторых, первые 1,5 – 2 года вы работаете на зачетку, а потом она начинает работать на вас. А если серьезно, то лучше пожелания, точнее послания, которое зашифровано в праславянской Азбуке для первокурсников не найти.

Послание, содержащееся в праславянской Азбуке в современном переводе, звучит так:

Я знаю буквы:

письмо это достояние.

Трудитесь усердно, земляне,

как подобает разумным людям -

постигайте мироздание!

Несите слово убежденно:

знание – дар Божий!

Дерзайте, вникайте, чтобы

Сущего свет постичь!

 

Сотрудники, выпускники и обучающиеся ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского поздравляют Геннадия Викторовича с Днем рождения и желают крепкого здоровья, успехов во всех делах и начинаниях, неиссякаемой энергии и вдохновения, молодости души, счастья и благополучия!


Поделиться:   

Официально