Институт
естественных, математических и технических наук
Институт
филологии
Институт
психологии
и образования
Институт
истории, права
и общественных наук
Институт
культуры
и искусства
Институт
физической культуры
и спорта
ЭЛЕКТРОННАЯ ПРИЕМНАЯ РЕКТОРА


Фраза дня

Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а для того, чтобы будить чужую.

В. О. Ключевский
 

Виссарион Белинский

https://vse-shutochki.ru/citata/3752

 




Наука

Экспертные,
консалтинговые,
научно-методические
услуги








210-летию со дня рождения Николая Васильевича Гоголя посвящается…


Среди юбилейных дат 2019 года институт филологии не мог обойти 210-летие со дня рождения Николая Васильевича Гоголя, творческое наследие которого представляет собой одно из самых великих явлений русской духовной культуры. Потому, продолжая добрую традицию сотрудничества подразделений университета, кафедра лингвистики и межкультурной коммуникации и кафедра русского языка и литературы провели научно-практический семинар «Экранизации Н.В. Гоголя в мировом и отечественном кинематографе» (ответственные: к.п.н., доцент А.А.Люлюшин, к.ф.н., доцент Л.П.Плеханова, студентка 2 курса Яна Балановская).

 

Выступившие на семинаре отметили, что Николая Васильевича Гоголя справедливо называют гениальным художником слова и мыслителем, философская концепция которого до сих пор остается не до конца познанной и понятой исследователями. Художественный мир писателя необыкновенно своеобразен и сложен. Кажущаяся простота и ясность его произведений таят в себе громадный «человековедческий» опыт великого мастера, глубину его взгляда на жизнь.

 

Непреходящая ценность русской классики заключается в том, что она невидимыми нитями связывает наше великое прошлое с настоящим. Изучая ее, человек развивает в себе способность глубже понимать не только историю, но и  тот неспокойный современный мир, в котором он живет.

 

Участники семинара (преподаватели и студенты института филологии ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, а также ученики МБОУ СОШ №61 г.Липецка вместе с учителем русского языка и литературы Н.Н. Котяевой) определили, в чем же состоит современность и актуальность произведений Гоголя, что притягивает к ним сегодняшнего читателя и делает их «книгами на все времена». В первую очередь, это неумирающие человеческие типы, увиденные писателем в жизни и запечатленные им настолько объемно и ярко, что имена их стали нарицательными. Во-вторых, блестящий русский язык, когда, читая, можно наслаждаться каждой фразой и каждым словом. К Гоголю, как ни к кому другому, применима мысль М.М. Бахтина о том, что под пером талантливого художника язык, совершенствуясь, «преодолевает сам себя и становится фактом искусства».

 

Несомненно, притягательность гоголевских произведений для современного читателя объясняется и удивительной пластичностью его языка: гармоничностью и соразмерностью синтаксических конструкций, создающих ритмизованную прозу, легкую для чтения, наполненную иронической интонацией, возбуждающей и поддерживающей читательский интерес и «сотворческую активность». При этом важно отметить, что ироническое повествование Гоголя – не злая сатира, а грустное сострадание, где сквозь едкую усмешку видны слезы и боль за русский народ, где критическая правда сочетается с «пламенной любовью к  казнимой им родине».

 

Изобразительные и выразительные качества гоголевского слова, зримость его художественного мира обусловили такую особенность произведений писателя, как кинематографичность, и вызвали к жизни множество их экранизаций как в нашей стране, так и за рубежом. Одной из первых стал предложенный на семинаре к просмотру и обсуждению шедевр «Ночь перед Рождеством» от режиссёра Владислава Старевича, о котором сам Уолт Дисней говорил: «Этот человек обогнал всех мультипликаторов мира на несколько десятилетий». Действительно, Владислав Старевич навсегда вписал своё имя в историю мировой анимации, создав совершенно новый вид кино – объёмную мультипликацию. Режиссёр тяготел к удивительным сюжетам, завораживающим и насквозь пробирающим диковатым волшебством. Начав снимать игровое кино, изобретательный режиссёр и в киноленте «Ночь перед Рождеством», созданной в 1913 году, использовал целую серию трюков, позволив даже сегодняшнему юному зрителю восхититься чарующей сказкой классика нашей литературы уже на «голубом экране».


Поделиться:   

Официально