Фраза дня
Нет стремления более естественного, чем стремление к знанию.
Мишель де Монтень
Наука
Экспертные,консалтинговые,
научно-методические
услуги
- Национальный проект «Наука и университеты»
- Междисциплинарная научно-образовательная олимпиада школьников «Малая академия наук «НИКА» (2023 год)
- Наиболее значимые публикации
- Серия вебинаров о библиометрии и продуктах Clarivate Analytics и практические рекомендации по публикации в международных журналах международной базы научного цитирования Web of Science
- Регистрация на мероприятия
- Обновлен список ВАК
- Обновлен список российских журналов в Scopus
Кафедра психологии, педагогики и специального образования
Заведующий кафедрой: доктор педагогических наук, профессор ЕЛИСЕЕВ ВЛАДИМИР КОНСТАНТИНОВИЧ
Телефон кафедры: 32-84-49 (внутр.: 54-49)
Заведующий кафедрой: 32-84-45 (внутр.: 54-45)
Кабинет №230 (корпус 5)
Эл. почта: dashuta.afanasova@ya.ru
Кафедра психологии, педагогики и специального образования образована в 2016 году в результате слияния двух старейших кафедр ЛГПУ – кафедры психологии и кафедры педагогики.
Коллектив преподавателей
кафедры психологии, педагогики и специального образования
доктор педагогических наук,
кандидат психологических наук, профессор
Владимир Константинович Елисеев
кандидат педагогических наук,
доцент
Роман Александрович Дормидонтов
В данном разделе представлена информация о реализуемых на кафедре направлениях подготовки: образовательные стандарты, основные образовательные программы, учебные планы и графики, аннотации дисциплин, численность обучающихся и т.п.
Бакалавриат | |||
---|---|---|---|
44.03.02 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (Специальная психология и педагогика) Бакалавр | Аккредитована до 11.06.2027 | ||
Очная форма обучения:2020,2021,2022,2023 | Нормативный срок обучения: 4 года | ||
Заочная форма обучения:2019,2020,2021,2022,2023 | Нормативный срок обучения: 5 лет | ||
44.03.03 СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ (Дефектология) Бакалавр | Аккредитована до 11.06.2027 | ||
Очная форма обучения:2020,2021,2022,2023 | Нормативный срок обучения: 4 года | ||
Магистратура | |||
44.04.02 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (Психолого-педагогическое сопровождение становления и развития личности) Магистр | Аккредитована до 11.06.2027 | ||
Очная форма обучения:2022,2023 | Нормативный срок обучения: 2 года | ||
Заочная форма обучения:2021,2022,2023 | Нормативный срок обучения: 2 года 6 месяцев | ||
44.04.02 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (Развитие личностного потенциала в образовании: цифровизация и персонализация) Магистр | Аккредитована до 11.06.2027 | ||
Очно-заочная форма обучения:2023 | Нормативный срок обучения: 2 года 6 месяцев | ||
44.04.03 СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ (Проектная деятельность в логопедии) Магистр | Аккредитована до 11.06.2027 | ||
Очная форма обучения:2022,2023 | Нормативный срок обучения: 2 года | ||
Заочная форма обучения:2021,2022,2023 | Нормативный срок обучения: 2 года 6 месяцев | ||
Аспирантура | |||
44.06.01 ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ (Теория и методика профессионального образования) Аспирант | Аккредитована до 11.06.2027 | ||
Очная форма обучения:2021 | Нормативный срок обучения: 3 года | ||
Заочная форма обучения:2019 | Нормативный срок обучения: 4 года | ||
5.8.7 Методология и технология профессионального образованияАспирант | Аккредитована до 11.06.2027 | ||
Очная форма обучения:2022,2023 | Нормативный срок обучения: 3 года! |
Ф.И.О. | Должность | Ученая степень, ученое звание | Стаж: общий / по специальности | Преподаваемые дисциплины |
---|---|---|---|---|
АКИНЬШИНА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА | доцент кафедры психологии, педагогики и специального образования | кандидат педагогических наук, доцент | 35/35 | Психология, Психология и педагогика, Психологические основы самоменеджмента, Социальная психология, Общая и социальная психология, Психологические особенности работы с молодежью, Основы психологии, Психолого-педагогические технологии, Менталитет народов и наций, Психология воспитательных практик |
БАТИЩЕВ ДМИТРИЙ ИГОРЬЕВИЧ | , | 0/0 | ||
БАТИЩЕВ ИГОРЬ ИВАНОВИЧ | , | 0/0 | ||
БЕЛЬСКИХ ЛИЛИЯ НИКОЛАЕВНА | кафедры психологии, педагогики и специального образования | , | 0/0 | Технологии образования и воспитания детей с интеллектуальными и сенсорными нарушениями, Изучение, образование и реабилитация лиц с нарушениями аутистического спектра, Организация деятельности консилиума образовательной организации, Стратегии командной работы педагогов, специалистов, тьюторов, ассистентов, Разработка и реализация индивидуальных планов логопедической работы при ринолалии, Разработка и реализация индивидуальных планов логопедической работы при алалии, Организация образования обучающихся с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС, Разработка и реализация индивидуальных планов логопедической работы при дизартрии, Логопедическая работа по разработке и реализации СИПР для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития, |
БОРОДИНА ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА | доцент кафедры психологии, педагогики и специального образования | кандидат педагогических наук, доцент | 20/20 | Педагогика, Педагогика летнего отдыха, Возрастная педагогика, Основы вожатской деятельности, Социальные институты защиты и охраны детства, Общие основы педагогики, Основы семейного воспитания детей дошкольного возраста, Педагогика детского возраста и оздоровления, Разрешение и профилактика педагогических конфликтов в начальной школе, Педагогика детского отдыха и оздоровления, Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста, Психолого-педагогическое сопровождение семейного воспитания младших школьников, Научный исследовательский семинар |
БУТОВА ЛЮДМИЛА АЛЕКСАНДРОВНА | старший преподаватель кафедры психологии, педагогики и специального образования | – | 21/21 | Образовательные программы для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов, Технологии работы с различными категориями детей, Методология тьютерства в образовании, Олигофренопедагогика, Коррекционно-развивающая работа с детьми и подростками, Технологии проектирования индивидуальной образовательной траектории дошкольников с ОВЗ, Психолого-педагогический практикум, Психолого-педагогические особенности детей с расстройствами аутистического спектра, Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы, Рефлексивная культура педагога. Основы профессиональной компетенции логопеда, Специфика логопедической работы с детьми с отклоняющимся развитием, Ранняя помощь и реабилитация детей с проблемами здоровья, Психокоррекционная работа с детьми с ОВЗ, Тифлопедагогика и тифлопсихология, Тифлопсихология и тифлопедагогика, Основы психотерапии, Методика развития зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения, Интегративные образовательные технологии в ДОУ, Психология детей со сложными недостатками в развитии, Клиническая психология, Психолингвистика, Введение в профессию и профессиональная этика, Клиническая психология детей и подростков, Психологическое консультирование в практике специального образования, Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса, Основы дефектологии и инклюзивная практика, Инклюзивное образование обучающихся с ОВЗ, Основы тифлопедагогики и тифлопсихологии, Моделирование образовательных программ для детей с ОВЗ (с практикумом), Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ и его семьи, Технологии профессиональной подготовки и профориентации лиц с ОВЗ, Психология детей со сложными недостатками развития, Методология тьюторства в образовании, Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ, Психология детей с умственной отсталостью, Основы дефектологии |
БЫЧКОВА ЕЛЕНА СЕМЕНОВНА | старший преподаватель кафедры психологии, педагогики и специального образования | – | 41/23 | Введение в профессию и профессиональная этика, Психодиагностика в педагогической работе учителя начальной школы, Введение в профессию, Организация и проведение группового тренинга, Организация и содержание психолого-педагогического сопровождения развития ребенка, Нейропсихология детского возраста, Основы социальной реабилитации и профориентации, Основы девиантологии, Психология здоровья, Становление специального образования в России и за рубежом, Возрастное психоконсультирование, Гендерная психология, Самообразование и профессиональная мобильность, Самоопределение и профессиональная ориентация обучающихся, Патопсихология, Педагогика летнего отдыха, Теория и практика психосоциального тренинга, Психология кризисных ситуаций, Педагогические технологии социализации детей с нарушением интеллекта, Психолого-педагогические аспекты семейного воспитания детей с ОВЗ, Психология детей дошкольного возраста, Образовательные программы для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов, Теория и практика психо-социального тренинга, Психология девиантного поведения, Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях интегрированного обучения, Психология игры детей дошкольного возраста, Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста средствами искусства, Развитие эмоциональной сферы младших школьников средствами искусства, Психология кризисных состояний, Психология развития, Основы психической саморегуляции, Тренинг позитивного самоотношения педагога, Технологии профессионального развития психолога образования, История психологии, Гендерная психология и педагогика, Общая психология, Основы психологии, Коррекционная педагогика с основами специальной психологии |
ВИШНЯКОВА ЕКАТЕРИНА АНАТОЛЬЕВНА | кафедры психологии, педагогики и специального образования | , | 0/0 | Разработка и реализация индивидуальных планов логопедической работы при алалии, Разработка и реализация индивидуальных планов логопедической работы при ринолалии, Программа коррекционной работы с обучающимися с церебральным параличом, Разработка и реализация индивидуальных планов логопедической работы при дизартрии, Организация деятельности консилиума образовательной организации, Технологии специального образовательного процесса, Изучение, образование и реабилитация лиц с комплексными нарушениями в развитии, Изучение, образование и реабилитация лиц с нарушениями аутистического спектра, Изучение, образование и реабилитация лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, Моделирование образовательных программ для детей с ОВЗ (с практикумом), Комплексные сенсорные и интеллектуальные нарушения, Методика эстетического, социально-нравственного и трудового воспитания (специальная), Методика сенсорного воспитания (специальная), Методика речевого воспитания (специальная), Методика умственного воспитания (специальная), Организация взаимодействия с родителями и детьми в процессе инклюзивного образования, |
ВОСТРИКОВА МАРИНА ВЛАДИМИРОВНА | кафедры психологии, педагогии и специального образования | , | 0/0 | |
ДОЛГИХ НАТАЛИЯ НИКОЛАЕВНА | , | 0/0 | Основы толерантного восприятия психо-социальных различий личности, Основы психотерапии, Научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления, Семинар по научно-исследовательской работе, , Психология профессионального самоопределения, Психология и педагогика профессионального образования, Психолого-педагогические основы формирования толерантного отношения к лицам с ОВЗ, Комплексная реабилитация и профориентация лиц с ОВЗ, Нейропсихология детского возраста, Психопатология, Патопсихология, Коррекционно-развивающая работа по восстановлению и реабилитации лиц с ОВЗ, Психолого-педагогические аспекты семейного воспитания детей с ОВЗ, Психолого-педагогическое консультирование в практике специального образования, Моделирование программ психологического сопровождения и психопрофилактики, Клиническая психология детей и подростков, Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса, Диагностика и коррекция посттравматического стрессового расстройства, Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды | |
ДОЛМАТОВА ВЕРА НИКОЛАЕВНА | кафедры психологии, педагогики и специального образования | , | 0/0 | Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления, Психологическая безопасность образовательной среды, Психология подросткового возраста, Качественные и количественные методы психолого-педагогических исследований, Организация и содержание психологической помощи, Теория и практика психо-социального тренинга, Психология и педагогика профессионального образования, Психология развития личности, Организация психологической службы в образовательном учреждении, Диагностика и коррекция посттравматического стрессового расстройства, Психология отклоняющегося поведения, Интегративные образовательные технологии в ДОУ, Активные методы работы школьного психолога, Психогигиена профессиональной деятельности современного специалиста, Психология, Психопатология, Психокоррекционная работа с детьми с ОВЗ, Психолого-педагогические технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, Проектирование и реализация программ системного психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних с девиантным поведением, Тифлотехнические устройства и образовательные средства, Организация коррекционно-развивающей работы в дошкольных образовательных учреждениях, Технологии семейного воспитания детей с ОВЗ, Психология профессионального развития педагога-психолога |
ДОРМИДОНТОВ РОМАН АЛЕКСАНДРОВИЧ | доцент кафедры психологии, педагогики и специального образования | кандидат педагогических наук | 25/25 | Общая психология, Культурно-исторический и деятельностный подход в психологии образования, Психология, Социальная и педагогическая психология, Технологии и методика психосоциальной работы в различных сферах жизнедеятельности, Психология профессионально-педагогической деятельности, Педагогическая психология, Общая психология (с практикумом), Воспитание гражданственности и патриотизма в образовании, Социальная психология, Психология социальной работы (с практикумом), Практикум по организации и проведению научных исследований в профессиональной психолого-педагогической деятельности, Конфликтология в социальной работе, Психология и педагогика одарённости, Формирование толерантных установок в молодежной среде, Возрастное психоконсультирование, Рефлексивная культура современного специалиста, Культурно-исторический и деятельностный подход в психологии и образовании, Социальная педагогика и психология, Психология социальной работы, Общая и социальная психология, Технологии здоровьесбережения в образовании, Психология семьи и семейная психотерапия, Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды, Психологическая экспертиза комфортности образовательной среды в специальном коррекционном образовательном учреждении VII-VIII вида, Моделирование программ психологического сопровождения и психопрофилактики, Конфликтология, Основы толерантного восприятия психо-социальных различий личности, Технологии психологической помощи семье, Профилактика деструкций в профессиональной деятельности, Воспитание гражданственности и патриотизма в школьном возрасте, Предупреждение и преодоление профессионального стресса, Социально-педагогическое сопровождение замещающей семьи, Психология и этика делового общения, Диагностика и коррекция посттравматического стрессового расстройства, Психологическая экспертиза комфортности образовательной среды профессионального образования, Психологическая культура педагога-дефектолога, Психология развития личности, Стратегии командной работы педагогов, специалистов, тьюторов, ассистентов, Формирование гражданственности личности в институтах социализации, Этнопсихология и этнопедагогика, Педагогическая психология (с практикумом), Психология и педагогика профессионального образования, Психология профессионального самоопределения, Юридическая психология, Педагогика и психология профессионального образования, Социально-педагогическое проектирование, Психология конфликта, Социальная психология образования |
ЕЛИСЕЕВ ВЛАДИМИР КОНСТАНТИНОВИЧ | заведующий кафедрой кафедры психологии, педагогики и специального образования; профессор кафедры психологии, педагогики и специального образования | доктор педагогических наук, профессор | 51/44 | Педагогическая психология, Психолого-педагогическая диагностика, Психологическое консультирование, Педагогика высшей школы, Инновационные образовательные технологии, Практикум по организации и проведению научных исследований в профессиональной психолого-педагогической деятельности, Основы девиантологии, Современные научные психологические школы и теории, Методы психологической коррекции, Педагогические технологии в профессиональном образовании, Современные педагогические теории, Профессиональная этика педагога, Основы педагогической конфликтологии, Методика преподавания психологии, Методы психолого-педагогического исследования, Теория аргументации в исследовательской деятельности, Психология девиантного поведения, Мониторинг психосоциальных проблем несовершеннолетних группы риска, Профилактика девиантного поведения детей и подростков, Психология подросткового возраста. Самоопределение и профессиональная ориентация школьников (с практикумом), Научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления, Организация научно-исследовательской работы, Психологическое консультирование в практике специального образования, Психолого-педагогическая диагностика лиц с ОВЗ, Психодиагностика (с практикумом), Психолого-педагогическая коррекция в специальном образовании, Психолого-педагогическое консультирование в практике специального образования, Коррекционная педагогика с основами специальной психологии, Психология отклоняющегося поведения, Методология научного исследования, Индивидуальная работа по специальности, Научный исследовательский семинар |
КАНТУР ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА | , | 0/0 | ||
КВАСОВА ИРИНА НИКОЛАЕВНА | кафедры психологии, педагогики и специального образования. | , | 0/0 | |
КОЗУБ МАРИНА ВАСИЛЬЕВНА | доцент кафедры психологии, педагогики и специального образования | кандидат педагогических наук | 39/29 | Психология, , Нейропсихология детского возраста, Рефлексивная культура педагога, Патопсихология, Возрастная психология, Психофизические особенности развития лиц с ограниченными возможностями здоровья, Психология профессионально-педагогической деятельности, Психология и педагогика инклюзивного образования, Педагогическая психология, Моделирование программ психологического сопровождения и психопрофилактики, Специальная педагогика, Коррекционно-развивающая работа с детьми в учреждениях компенсирующего вида, Организация психологической службы в образовательном учреждении, Коррекционная работа с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата, Профилактика деструкций в профессиональной деятельности, Социальная и педагогическая психология, Основы специальной психологии и педагогики, Основы инклюзивного образования, Коррекционная работа с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата, Технологии здоровьесбережения в образовании, Детская психология, Психология социальной работы, Практикум по организации и проведению научных исследований в профессиональной психолого-педагогической деятельности, Психолого-педагогический практикум в образовательных организациях, Технологии психологической помощи семье, Психологическая экспертиза безопасности образовательной среды общего образования, Рефлексивная культура современного специалиста, Основы нейропсихологии, Технологии работы с различными категориями детей, Психологическая экспертиза комфортности образовательной среды профессионального образования, Психология игры детей дошкольного возраста, Технологии проектирования индивидуальной образовательной траектории дошкольников с ОВЗ, Предупреждение и преодоление профессионального стресса, Трудовая мотивация и планирование карьеры, Психология воспитательных практик, Коррекционная работа по социализации детей с девиантным поведением, Психосоциальная экспертиза личностного и социального развития, Психология развития, Психологическая безопасность личности в социальной среде, Обучение лиц с ОВЗ, Моделирование образовательных программ для детей с ОВЗ (с практикумом), Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов, Методы психической саморегуляции участников процесса сопровождения девиантных подростков, Теория и практика психосоциального тренинга, Коррекционная педагогика с основами специальной психологии, Психологическая культура педагога-дефектолога, Технологии и методика психосоциальной работы в различных сферах жизнедеятельности, Проектирование программ психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса (с практикумом), Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды, Общая психология, Стратегии командной работы педагогов, специалистов, тьюторов, ассистентов |
КОРОБОВА МАРИЯ ВЛАДИМИРОВНА | доцент кафедры психологии, педагогики и специального образования | кандидат педагогических наук, доцент | 11/11 | Психология развития личности, Психология развития, Общая психология, Основы девиантологии, Общая психология (с практикумом), Психология подросткового возраста, Психология девиантного поведения, Психология развития и возрастная психология, Мониторинг психосоциальных проблем несовершеннолетних группы риска, Клиническая психология детей и подростков, Возрастная психология, Качественные и количественные методы психолого-педагогических исследований, Психология отклоняющегося поведения, Организация психологической службы в образовательном учреждении, Психология и педагогика семьи, Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ, Диагностика и коррекция детско-родительских отношений, Методология психолого-педагогических исследований, Психология воспитания, Организация и содержание психологической помощи, Психологическая служба в образовании, Педагогическая психология (с практикумом), Психология дошкольного возраста, Психология, Практикум по организации и проведению научных исследований в профессиональной психолого-педагогической деятельности, Психологические особенности работы с молодежью, Организация взаимодействия с родителями и детьми в процессе инклюзивного образования |
КОРОСТЕЛЕВА ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА | доцент кафедры психологии, педагогики и специального образования | кандидат педагогических наук, доцент | 31/29 | Педагогика, Методика воспитательной работы, Педагогические технологии, Педагогика летнего отдыха, Общая и профессиональная педагогика, Общая педагогика, Основы вожатской деятельности, Методика преподавания технологии и безопасности жизнедеятельности, Технология и организация воспитательных практик, Обучение лиц с ОВЗ, Социально-педагогическое проектирование, Современные теории обучения и воспитания (с практикумом) |
КОСЫГИНА ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА | доцент кафедры психологии, педагогики и специального образования | кандидат педагогических наук, доцент | 36/36 | Психология инклюзивного образования, Общее недоразвитие речи. Фонетико-фонематические нарушения речи, Нарушения письменной речи (дисграфия, дислексия), Логопсихология. Обучение и воспитание детей с нарушением речи, Алалия. Афазия, Основы логопедии, Заикание, Технология формирования темпо-ритмической организации устной речи при заикании, Технология обследования моторных функций, Логопсихология, Технология психологической помощи детям с нарушением развития, Коррекционная работа при нарушениях письма и чтения, Логоритмика в детском саду и начальной школе, Формирование связной речи у детей с тяжелыми речевыми нарушениями, Формирование коммуникативных умений у детей с нарушениями речи, Теоретические и практические основы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, Психология лиц с речевыми нарушениями. Обучение и воспитание детей с нарушением речи, Специальная психология и педагогика, Современные проблемы инклюзивного образования, Психолого-педагогические основы инклюзивного образования, Семинар по научно-исследовательской работе, Методология тьютерства в образовании, Психология и педагогика инклюзивного образования, Специфика логопедической работы с детьми с отклоняющимся развитием, Арт-педагогическая профилактика речевых нарушений, Организация коррекционно-развивающей работы в дошкольных образовательных учреждениях, Психолого-педагогические исследования в практике специального образования, Организация научно-исследовательской работы, Логопедическая работа по разработке и реализации СИПР для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития, Научный исследовательский семинар, Научные основы проектной деятельности в логопедии, Современные проблемы науки и образования, Диагностика состояния речи и технологии ее формирования в раннем возрасте, Инклюзивное образование обучающихся с ОВЗ, Логопедия, Психокоррекционная работа с детьми с ОВЗ, Самообразование и социально-профессиональная мобильность (с практикумом), Коррекционная педагогика, Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях интегрированного обучения, Методика развития речи детей с нарушениями слуха, Логопедическая ритмика, Разработка и реализация адаптированных образовательных программ для дошкольников с общим недоразвитием речи, Ассистивные технологии в специальном и инклюзивном образовании, Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях, Разработка и реализация адаптированных образовательных программ для дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, Разработка и реализация адаптированных образовательных программ для младших школьников с тяжелыми нарушениями речи, Основы дефектологии, Организация образования обучающихся с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС, Общеметодические аспекты обучения и воспитания детей в специальных образовательных учреждениях, Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ и его семьи, Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ, Организация деятельности консилиума образовательной организации |
КУЗЬМИН НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ | доцент кафедры психологии, педагогики и специального образования | кандидат педагогических наук, доцент | 53/46 | Педагогика, Проектирование образовательных программ, Общая и профессиональная педагогика, Инновационные процессы в образовании, Педагогические технологии, Основы специальной педагогики и психологии, Педагогика высшей школы, Современные проблемы науки и образования, Основы вожатской деятельности, , Общая педагогика, Теория профессионального образования, Инновационные образовательные технологии, Современные теории обучения и воспитания (с практикумом), История педагогики и образования, История профессионального образования, Теоретические основы педагогики |
КУЗЬМИНА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА | доцент кафедры психологии, педагогики и специального образования | кандидат педагогических наук, доцент | 40/40 | Педагогика, Современные проблемы науки и образования, Иновационные процессы в образовании, Научный исследовательский семинар, Общая и профессиональная педагогика, История педагогики и образования, Методология и методы научного педагогического исследования, Методология и методы научного исследования |
ЛАЗАРЕВА МАРИЯ ВАСИЛЬЕВНА | профессор кафедры психологии, педагогики и специального образования | доктор педагогических наук, доцент | 41/38 | Психолого-педагогические исследования проблемы развития ребенка дошкольного возраста как субъекта деятельности, Психолого-педагогические исследования проблемы развития ребенка младшего школьного возраста как субъекта учебной деятельности, Методика обучения и воспитания младших школьников, Теория и методика развития изобразительного творчества детей в дошкольных образовательных учреждениях, Методика обучения и воспитания (Теория и методика воспитания и обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях), Методология и методика организации психолого-педагогических исследований в дошкольных образовательных учреждениях, Интеграция педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях, Интегрированный подход к обучению и воспитанию младших школьников, Методология психолого-педагогических исследований, Дошкольная педагогика, Детская психология, Интеграция педагогического процесса ОДО, Теория и технологии художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в ОДО, Теория и технологии художественно-эстетического образования младших школьников, Художественно-эстетическая среда в ОДО, Художественно-эстетическая среда ДОО, Основы семейной педагогики, Интеграция педагогического процесса в образовательных организациях, Организация педагогического сопровождения художественного развития ребенка в дошкольных образовательных учреждениях, Особенности ознакомления с искусством детей в образовательных организациях, Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста средствами интеграции математической деятельности и конструирования, Особенности ознакомления младших школьников с произведениями искусства, Интеллектуально-художественное развитие старших дошкольников на интегрированных занятиях, Основы семейного воспитания младших школьников, Интеграция педагогического процесса в начальной школе, Художественно-эстетическая среда ДОУ, Особенности ознакомления детей с произведениями изобразительного искусства в дошкольных образовательных учреждениях, Психолого-педагогический практикум в дошкольных образовательных учреждениях, Методика организации досуговой деятельности детей в системе дополнительного образования, Детская практическая психология, Развитие познавательной активности у детей в условиях дошкольных образовательных учреждений, Тренинг педагогического общения в условиях дошкольных образовательных учреждений, Развивающая подготовка детей к школе, Психолого-педагогические исследования проблемы развития ребенка дошкольного и младшего школьного возраста как субъекта деятельности, Теория и методика воспитания и обучения детей в дошкольных образовательных организациях, Интеграция педагогического процесса в организациях дошкольного образования, Теории и технологии художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста, Теория и методика развития изобразительного творчества детей в дошкольных образовательных организациях, Методология научного исследования, Индивидуальная работа по специальности, Ознакомление детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства, Интеграция педагогического процесса в образовательных учреждениях |
ЛУНЕВА ДАРЬЯ ЮРЬЕВНА | ассистент кафедры психологии, педагогики и специального образования; преподаватель (спо) кафедры психологии, педагогики и специального образования | – | 6/0 | Психолого-педагогическая коррекция в специальном образовании, Психолого-педагогические аспекты семейного воспитания детей с ОВЗ, Диагностика и коррекция детско-родительских отношений, Психология, Педагогика, Психология детей с задержкой психического развития, Психология социальной работы, Психолого-педагогические основы инклюзивного образования, Общая психология, Психолого-педагогический практикум |
ЛЫТКИНА АКСАНА ВИЛИКОВНА | кафедры психологии, педагогики и специального образования | , | 0/0 | Основы специальной психологии и педагогики, Специальная психология. Специальная педагогика, Психология детей с умственной отсталостью, Молодежные субкультуры, Специальная педагогика, Специальная психология, Обучение и воспитание детей с нарушениями интеллекта, Специфика логопедической работы с детьми с отклоняющимся развитием, Психология детей с отклонениями в интеллектуальном развитии, Основы сказкотерапии, Нейропсихологическая диагностика и коррекция письменной речи, Основы символдрамы, Психология детей с особыми потребностями в обучении, Основы дефектологии, Введение в профессию и профессиональная этика педагога-дефектолога, Педагогика летнего отдыха, Специальная психология и педагогика, Организация логопедической работы в школе VIII вида, Специальная педагогика и психология, Введение в профессию и профессиональная этика, Основы олигофренопедагогики, Олигофренопсихология, Школа вожатого, Использование методов игровой терапии в работе специального психолога, Культурологические основы дефектологической практики, Олигофренопедагогика, Программы коррекционной работы для обучающихся с легкой умственной отсталостью, Психокоррекционная работа с детьми с ОВЗ, Сурдопедагогика и сурдопсихология, Сурдопсихология и сурдопедагогика, Коррекционно-развивающая работа с детьми и подростками, Сурдопсихология и сурдопедагогика. Тифлопсихология и тифлопедагогика, Дактилология. Жестовая речь, Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса, Психолого-педагогические исследования в практике специального образования |
МАРЧУКОВА ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА | кафедры психологии, педагогики и специального образования | , | 0/0 | Психология, Общая психология, Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса, Психология детей с ЗПР и организация коррекционно-развивающего обучения, Педагогическая психология (с практикумом) |
МЕРЕМЬЯНИНА АЛЕКСАНДРА ИВАНОВНА | кафедры психологии, педагогики и специального образования; доцент кафедры психологии, педагогики и специального образования | кандидат педагогических наук | 51/46 | Методика преподавания русского языка (специальная), Методика преподавания литературы (специальная), Методика развития речи дошкольников (специальная), Технология формирования интонационной стороны речи, Проблема инклюзивного образования детей в ОДО, Проблема инклюзивного образования младших школьников, Основы семейного воспитания детей дошкольного возраста, Современные технологии экологического образования дошкольников, Здоровьесберегающие технологии в работе педагога дошкольных образовательных учреждений, Развитие познавательной активности у детей в условиях дошкольных образовательных учреждениий, Организация логопедической помощи детям с комплексными нарушениями, Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях, , Проблема инклюзивного образования детей в организациях дошкольного образования, Методический аппарат изучения компонентов языковой системы, Сурдопсихология и сурдопедагогика. Тифлопсихология и тифлопедагогика, Педагогические конфликты в начальной школе, Коррекционная психолого-медико-педагогическая поддержка детей раннего возраста с ОВЗ, Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, Организация работы с семьей, имеющей ребенка с ОВЗ, Психолого-педагогические исследования в дефектологии, Основы дефектологии, Логопедическая работа по разработке и реализации СИПР для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития, Олигофренопсихология, Олигофренопедагогика, Специальная психология и педагогика, Инклюзивное образование обучающихся с ОВЗ, Специальная педагогика и психология, Организация взаимодействия с родителями и детьми в процессе инклюзивного образования, Коррекционная педагогика с основами специальной психологии, Психология детей с умственной отсталостью, Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ и его семьи, Основы сурдопедагогики и сурдопсихологии, Основы специальной психологии и педагогики, Технологии образования и воспитания детей с интеллектуальными и сенсорными нарушениями, Технологии специального образовательного процесса, Разработка и реализация адаптированных образовательных программ для дошкольников с общим недоразвитием речи, Разработка и реализация адаптированных образовательных программ для дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, Программа коррекционной работы с обучающимися с церебральным параличом, Организация научно-исследовательской работы |
ОВЧИННИКОВА АЛЕКСАНДРА ЖОРЕСОВНА | профессор кафедры психологии, педагогики и специального образования | доктор педагогических наук, профессор | 50/50 | Теория и история начального образования, Формирование эстетических чувств у младших школьников средствами интеграции искусств, Использование знаково-символических средств в искусстве, Современные образовательные технологии начального образования, Методика обучения и воспитания младших школьников, Становление и развитие систем начального общего образования в России и за рубежом, Образовательные программы начальной школы, Развитие эмоциональной сферы младших школьников средствами искусства, Современные педагогические технологии в начальном образовании, Методология психолого-педагогических исследований, Теория аргументации в исследовательской деятельности, Методология и методика организации психолого-педагогических исследований в дошкольных образовательных учреждениях, Формирование эстетических чувств у детей младшего возраста средствами интеграции искусств, Проблемы организации начального образования, Современные технологии начального образования, Развитие эмоциональной сферы детей средствами искусства, Методология и методика организации психолого-педагогических исследований, Индивидуальная работа по специальности |
ОТТ НАТАЛЬЯ ГАРРИЕВНА | кафедры психологии, педагогики и специального образования | , | 0/0 | Психология развития, Психология развития личности, Психология детей младшего школьного возраста. Образовательные программы начальной школы, Психология подросткового возраста. Самоопределение и профессиональная ориентация школьников (с практикумом), Психолингвистика, Психология детей с задержкой психического развития, Клиническая психология детей и подростков (с практикумом), Психология детей со сложными недостатками развития, Основы арт-терапии, Психология здоровья, Психолого-педагогические аспекты семейного воспитания детей с ОВЗ, Психология управления образовательным учреждением, , Психология развития и возрастная психология, Клиническая психология детей и подростков, Психология здоворья, Возрастная психология, Общая психология (с практикумом), Психология детей с задержкой психического развития и организация коррекционно-развивающего обучения, Психология детей с задержкой психического развтия и организация коррекционно-развивающего обучения, Психология детей младшего школьного возраста, Психология девиантного поведения, Основы девиантологии, Программы коррекционной работы для обучающихся с задержкой психического развития, Клиническая психология, Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях, Психология, Психология семьи, Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса, Профессиональная деятельность психолога в поликультурной образовательной среде |
ПИРЯЗЕВА МАРИНА ВЛАДИМИРОВНА | кафедры психологии, педагогики и специального образования; ассистент кафедры психологии, педагогики и специального образования | – | 3/0 | Психология, , Общая и социальная психология, Социальная педагогика и психология, Психолого-педагогическая коррекция в специальном образовании, Психология воспитательных практик, Технология и организация воспитательных практик, Социально-педагогическое проектирование, Обучение лиц с ОВЗ, Психолого-педагогическая диагностика лиц с ОВЗ, Основы психологии, Социальная психология, Возрастная психология |
РОМАНОВА ЮЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА | доцент кафедры психологии, педагогики и специального образования | кандидат педагогических наук, доцент | 24/21 | Психология семьи и семейная психотерапия, Психология дизайна и рекламы, Психология, Психолого-педагогический практикум, Общая и социальная психология, Социальная психология образования, Трудовая мотивация и планирование карьеры, Психология художественного творчества, Социально-педагогическая работа с детьми, лишенными родительского попечения, Психолого-педагогическая диагностика, Педагогическая психология, Психология общения, Психогигиена профессиональной деятельности современного специалиста, Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ОВЗ, Методы психолого-педагогического исследования, Профилактика девиантного поведения детей и подростков, Психология развития и возрастная психология, Профилактика деструкций в профессиональной деятельности, Психология детей с ЗПР и организация коррекционно-развивающего обучения, Психолого-педагогический практикум в образовательных организациях, Психология развития, Рефлексивная культура педагога, Психолого-педагогическая диагностика лиц с ОВЗ, Психология детей с задержкой психического развития, Педагогическая психология (с практикумом), Коррекционная педагогика с основами специальной психологии, Профилактика профессиональной деформации специалистов, работающих с лицами с ОВЗ, Психология воспитательных практик, Организация научно-исследовательской работы |
ТАРАСОВА АЛЕНА ЮРЬЕВНА | , | 0/0 | Психология и педагогика одаренности, Психология инклюзивного образования, Психология профессионального самоопределения, Психологическое консультирование, Коррекционная работа с детьми с нарушениями эмоционально-волевой сферы, Профессиональная деятельность педагога в поликультурной образовательной среде, Самообразование и профессиональная мобильность, Самообразование и социально-профессиональная мобильность (с практикумом), Психологическая экспертиза комфортности образовательной среды специального образования, Коррекционно-развивающая работа с детьми и подростками, Технологии проектирования индивидуальной образовательной траектории учащихся с ОВЗ, Технологии семейного воспитания детей с ОВЗ, Методика воспитательной работы, Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления, Технологии психологической помощи семье, Технологии работы с различными категориями детей, Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ, Моделирование программ психологического сопровождения и психопрофилактики, Психологическая служба в образовании, Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей, Психологическая экспертиза комфортности образовательной среды, Психология общения, Технологии образования и воспитания детей с интеллектуальными и сенсорными нарушениями, Психология воспитания, Технологии профессиональной подготовки и профориентации лиц с ОВЗ, Моделирование образовательных программ для детей с ОВЗ (с практикумом), Проектирование программ психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса (с практикумом), Психолингвистика, Психология развития личности, Организация психологической службы в образовательном учреждении | |
ТИГРОВ ВЯЧЕСЛАВ ПЕТРОВИЧ | профессор кафедры психологии, педагогики и специального образования | доктор педагогических наук, доцент | 45/40 | Основы инновационной деятельности учащихся, Организация инновационной проектной деятельности учащихся, Коммуникация в инновационной деятельности учащихся, Формирование информационной культуры личности в инновационной деятельности, Технология творческо-конструкторской деятельности, Основы творческо-конструкторской деятельности, Теория решения изобретательских задач, Практикум по решению творческих задач, Основы творчества и конструирования, Организация инновационной проектной деятельности, Коммуникация в инновационной деятельности, Теория и практика научного эксперимента, Организация инновационной деятельности, Теория аргументации в исследовательской деятельности, Региональные программы в сфере инновационной деятельности, Технологии сельскохозяйственного производства, Организация и управление инновационной проектной деятельностью, Управление инновационными проектами |
ТОМИЛИНА НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА | кафедры психологии, педагогики и специального образования | , | 0/0 | |
УШАКОВА ЕЛЕНА ЛЕОНИДОВНА | кафедры психологии, педагогики и специального образования | , | 0/0 | Коррекционная ритмика, , Олигофренопсихология, Психолого-педагогические исследования в дефектологии, Технологии проектирования индивидуальной образовательной траектории учащихся с ОВЗ, Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях, Технология обследования и формирования произносительной стороны речи, Основы логопедии, Технология обследования речи, Нарушения темпа речи (брадилалия, тахилалия), Специальная педагогика, Нарушение голоса (с практикумом), Технология формирования интонационной стороны речи, Комплексная помощь детям раннего возраста с ОВЗ, Педагогика, Методология психолого-педагогических исследований, Ассистивные технологии в специальном и инклюзивном образовании, Общеметодические аспекты обучения и воспитания в специальных образовательных учреждениях, Организация работы с семьей, имеющей ребенка с ОВЗ, Организация логопедической помощи детям с комплексными нарушениями, Развитие познавательных интересов детей с нарушениями речи, Развитие моторики в детском возрасте, Профессиональная деятельность педагога в поликультурной образовательной среде, Теоретические и практические основы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, Проектирование и реализация программ системного психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних с девиантным поведением, Методика воспитательной работы, Специфика логопедической работы с детьми с отклоняющимся развитием, Коррекционно-развивающая работа с детьми в учреждениях компенсирующего вида, Педагогика летнего отдыха, Организация и содержание психолого-педагогического сопровождения развития ребенка, Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного процесса, Технология специального образовательного процесса, Сурдопсихология и сурдопедагогика. Тифлопсихология и тифлопедагогика., Социальные аспекты аномального развития, Онтогенез и дизонтогенез речевой деятельности, Психологическая экспертиза комфортности образовательной среды профессионального образования, Профессионально-личностное развитие современного специалиста, Социально-педагогическое сопровождение замещающей семьи, Взаимодействие учителя- логопеда с учреждениями культуры и дополнительного образования, Психолого-педагогические технологии |
ХОРОШИЛОВА ТАТЬЯНА БОРИСОВНА | доцент кафедры психологии, педагогики и специального образования; преподаватель (спо) кафедры психологии, педагогики и специального образования | кандидат педагогических наук, доцент | 44/37 | Педагогика, Педагогическая антропология, Современные теории обучения и воспитания (с практикумом), , Педагогическое обеспечение работы с молодежью, История педагогики и образования |
Кафедра психологии образована в Липецком государственном педагогическом университете в 1980 на базе кафедры педагогики и психологии. Первым заведующим кафедрой был кандидат психологических наук, доцент Косолапов Юрий Алексеевич (1937-2009 гг.).
В 1990 году заведующим кафедрой психологии был избран кандидат психологических наук, доцент Елисеев Владимир Константинович. Эти годы совпали с бурным развитием прикладной психологической науки и началом подготовки практических психологов для школ города и области. В этом же году при кафедре психологии был созданы курсы профессиональной переподготовки по психологии, на которых обучались учителя с высшим педагогическим образованием. Через такую форму профессиональной переподготовки прошло более 1000 учителей области и города. Данные курсы функционируют и поныне, расширив спектр переподготовки, включив в него логопедию, олигофренопедагогику и клиническую психологию. В 1995 году для системы Управления исполнения наказания по Липецкой области было подготовлены психологи для работы с осужденными. В учреждениях УФСИН были образованы первые психологические лаборатории, в которых работали выпускники курсов профессиональной переподготовки. В эти же годы преподаватели кафедры психологии вели большую исследовательскую работу в рамках Федеральных программ «Дети Чернобыля» и «Дети России», тесно сотрудничая с администрацией г. Липецка и Липецкой области.
В 1995 году на базе кафедры психологии создан факультет педагогики и психологии, деканом которого был назначен заведующий кафедрой психологии к. психол. н., доцент Елисеев Владимир Константинович. За период с 1995 по 2009 г. кафедра психологии лицензировала и начала подготовку по 6 специальностям психолого-педагогического и специального образования: социальной педагогике, социальной работе, клинической психологии, специальной психологии, олигофренопедагогике, логопедии.
В 2002 -2004 г.г. кафедра психологии тесно сотрудничала с заводом «Индезит» НЛМК и итальянскими психологами по программе подготовки резерва управленческих кадров. Подобный вид работы позволил членам кафедры укрепить свой профессиональный потенциал и расширить сферу психологических компетенций.
За прошедшие годы на кафедре психологии сложилась полноценная научная школа под руководством доктора педагогических наук, кандидата психологических наук, профессора В.К. Елисеева. Под руководством профессора В.К. Елисеева защищено 15 кандидатских диссертаций по педагогике и психологии: О.Н. Власова, О.Ю. Глазунова, А.А. Коростелев, Е.В. Барбашина, Д.С. Киселев, М.М. Назаренко, Е.А. Косыгина, Е.Л. Ушакова, Е.Н. Жукатинская, В.Н. Долматова, Ю.В. Романова, Н.Г. Отт, А.В. Лыткина, А.И. Меремьянина, А.А.Чернецов.
В настоящее время на кафедре ведется подготовка по 2-м специальностям послевузовского образования (аспирантура): теории и методике профессионального образования, общей педагогике, истории педагогики и образования. Научная работа осуществляется в контексте следующих научных направлений: формирование рефлексивной культуры будущих учителей как субъектов учебно-профессиональной деятельности; формирование субъектной позиции будущего учителя в образовательном процессе вуза.
В 2015 году в связи со структурными изменениями в университете произошло объединение кафедры психологии и кафедры педагогики в рамках вновь созданного Института психологии и образования. Кафедра получила новое наименование – кафедра психологии, педагогики и специального образования. В рамках своей деятельности кафедра начала дополнительно реализацию еще одного профиля специального (дефектологического) образования – дефектологию.
Кафедра успешно реализует 2 магистерские программы: 44.04.02 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (Психолого-педагогическое сопровождение становления и развития личности) и 44.04.03 СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ (Проектная деятельность в логопедии), которые пользуются неизменной популярностью на рынке образования.
Последнее десятилетие работы педагогического коллектива кафедры отмечено прорывом в сфере научных исследований прикладного характера в области психолого-педагогических проблем современного образования.
В 2016 кафедра принимала участие в выполнении госзадания по проблеме стандартизации уровней образовании в России и профессиональной готовности кадрового обеспечения к ее реализации.
В 2021 году преподавателями кафедры успешно выполнено гозадание на тему «Психология и педагогика инклюзивного образования: оценка качества инклюзивного образования в общеобразовательных организациях Российской Федерации».
В 2022 году выполнено госзадание на тему «Изучение предикторов успешности освоения образовательной программы учениками с высоким риском школьной неуспешности».
В 2023 году подана заявка на участие в конкурсе на выполнение госзадания на тему: «Межпоколенческое взаимодействие в образовательной деятельности: как поколениям «Икс» и «Игрек» обучать поколение «Зумеров».
По итогам выполнения госзаданий проведены всероссийские и международные конференции, вебинары, опубликованы статьи в международных журналах Webofsciece и Scopus, а также в журналах перечня ВАК и РИНЦ.
Кафедра приняла участие и победила в конкурсе Министерства Просвещения РФ на создание при университете Федерального научно-методического центра сопровождения педагогических работников и руководящих кадров. В рамках ФНМЦ преподаватели кафедры активно работают в русле направления «Методы и технологии коррекции трудностей в обучении школьников».
В арсенале кафедры 6 реализуемых программ профессиональной переподготовки: «Педагогика и образование», «Специальная психология», «Логопедия», «Дефектология», «Педагогика высшей школы», «Педагогика профессионального обучения».
Преподаватели кафедры приняли активное участие в создании психологической службы в университете, ежегодном централизованном тестировании студентов ЛГПУ с целью оценки склонности к девиантному поведению.
Другим важнейшим направлением работы кафедры стало участие преподавателей в работе профильных психолого-педагогических классов. В настоящее время в 18 общеобразовательных организациях Липецкой области и г. Липецка реализуются программы профильного психолого-педагогического направления. Ежегодно достаточно большая часть выпускников данных классов поступает в ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского.
Кафедра психологии сотрудничает с ведущими кафедрами психологии и педагогики центральных вузов России: факультетом психологии МГУ, Психологическим институтом РАО, Психологическим институтом РАН, факультетом педагогики и психологии МПГУ, Северо-Осетинским государственным университетом, Пятигорским государственным лингвистическим университетом. Северо-Кавказским федеральным университетом, Южным федеральным университетом, Воронежским государственным университетом, Орловским государственным университетом и др.
Кафедра представлена в 2-х диссертационных советах: объединенном совете по защите кандидатских и докторских диссертаций по педагогике на базе Воронежского государственного университета и диссертационном совете Орловского государственного университета (д. пед. наук, проф. В.К. Елисеев).
За успехи в подготовке психолого-педагогических кадров для г. Липецка и Липецкой области нагрудным знаком «Почетный работник высшего профессионального образования РФ» и медалью К.Д. Ушинского награждены профессор В.К. Елисеев и доцент Н.Н. Кузьмин, областной премией им. К.А. Москаленко награжден профессор В.К. Елисеев, доценты С.А. Коростелева, Т.Б. Хорошилова. Ряд преподавателей кафедры награждены почетными грамотами Министерства образования и науки РФ.
Кафедра педагогики – одна из старейших в вузе, поскольку была образована в момент его открытия в 1949 г. и была объединена с кафедрой психологии. Как самостоятельное подразделение кафедра педагогики была образована только в 1954 году по приказу Министерства просвещения РСФСР. В 1987 г. от кафедры педагогики была отделена кафедра теории и методики воспитательной работы., которую возглавил д. пед. н., проф. С.А. Шмаков. С 1989 г. стала именоваться кафедрой теории и истории педагогики. С момента создания кафедры заведующие менялись каждый год: И.В. Кустов, И.А. Данилов, Т.А. Степанкова, Я.М. Дурнякин, Н.А. Неделина. С мая 1955 по 1962 гг. заведующим кафедрой становится К.А. Москаленко. С его именем связано такое заметное в СССР педагогическое явление, как Липецкий опыт, во многом изменивший характер деятельности и взаимодействия педагогов и школьников.
В 1972-1975 гг. кафедру возглавляет к. пед. н., доцент С.В. Клецен, а с 1975 по 1986 гг. д.п.н., профессор Н.Н. Кузьмин. Во время заведования профессора Н.Н. Кузьмина кафедра педагогики впервые стала ведущим научно-педагогическим коллективом вуза. На заседаниях кафедры обсуждались новые исследования, актуальные проблемы обучения и воспитания, при этом научно-методическая деятельность носила не отвлеченно академический, но исключительно прикладной характер.
В 1986 г. кафедру возглавил к.пед.н., доцент О.А. Казанский. В этот период на кафедре проводилась углубленная допрофессиональная подготовка (работала «Школа юного педагога», проводились «Уроки творчества» по авторской программе О.А. Казанского); работа по формированию мировоззрения и профессиональной позиции студентов; организационно-педагогические игры, способствующие самоопределению и осознанию личностного и творческого «Я» студентами. Доцент О.А. Казанский впервые организовал киноклуб «Восхождение» и был его бессменным ведущим.
С 1992 по 2007 гг. кафедру возглавлял д.пед.н., профессор М.А. Вейт. Отличник народного образования России, Узбекистана и Украины М.А.Вейт награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» 2 степени. Профессор М.А. Вейт избран академиком Международной академии наук педагогического образования. С 1998 по 2002 гг. в вузе работал Диссертационный совет по педагогическим наукам. Во время работы Совета в нем защитилось 118 человек. Под руководством профессора М.А. Вейта было защищено 102 кандидатские диссертации и 9 докторских. В разное время научные школы кафедры возглавляли доктора педагогических наук, профессора М.А. Вейт, Т.Д. Суслова, З.В. Видякова, И.Г. Гузенко.
С сентября 2007 по 2016 гг. кафедру возглавлял к.п.н., доцент Н.Н. Кузьмин. В это время на кафедре продолжился процесс подготовки и обсуждения диссертационных работ аспирантов и соискателей. В соответствии с принятой кафедрой концепцией в основу научной работы кафедры была положена задача раскрытия сущности гуманистического подхода к развитию личности будущего педагога в образовательном процессе вуза и школы. Деятельность Н.Н. Кузьмина на посту заведующего кафедрой отмечена рядом наград: медалью К.Д. Ушинского, медалью «За заслуги перед Липецкой областью», почетными грамотами.
В 2015 году в связи со структурными изменениями в университете произошло объединение кафедры психологии и кафедры педагогики в рамках вновь созданного Института психологии и образования. Кафедра получила новое наименование – кафедра психологии, педагогики и специального образования.
В 2008 году стартовал ежегодный университетский конкурс «Моя профессия – Учитель». Члены кафедры стали активными разработчиками и организаторами данного профессионального конкурса для студентов выпускных курсов обучающихся по педагогическим специальностям. Этот конкурс помогает молодым педагогам «проверить себя на прочность» в реальных условиях образовательного процесса, а победителям предоставляет возможность выступить с лучшими учителями города на одной площадке.
С 2021 года сотрудники кафедры активно принимают участие в подготовке и проведении междисциплинарной научно-образовательной олимпиады школьников «Малая академия наук – НИКА» по направлению педагогика и психология. Мероприятие нацелено на поиск, выявление и поддержку наиболее одаренных и активных детей. Формат состязания позволяет участникам продемонстрировать знания в предметных областях и получить научно-исследовательский опыт, участвуя в подготовке и защите своих проектов.
С 2021 – 2022 учебного года преподаватели кафедры активно включились в работу психолого-педагогических классов. С учетом опыта работе психолого-педагогических классов в школе № 24 города Липецка в 1970 годах ими были подготовлены рабочие программы по основам педагогики и психологии для учащихся 10-11 классов. Для учащихся педагогических классов была подготовлена и проведена психолого-педагогическая олимпиада.
В 2022 – 2023 учебном году количество классов расширяется и настоящий момент в регионе созданы 10 психолого-педагогическихклассов: на базе средней школы № 9 имени М.В. Водопьянова г. Липецка, средней школы № 48 г. Липецка, средней школы № 51 г. Липецка, средней общеобразовательной школы № 4 г. Грязи Грязинского муниципального района, гимназии № 1 г. Задонска Задонского муниципального района, лицея с. Долгоруково Долгоруковского муниципального района и т.д.Организация учебно-воспитательной деятельности в этих классах предусматривает как очную так и дистанционные формы обучения. Большинство членов кафедры задействованы в проведении занятий по дисциплинам психология и основы педагогики.
В 2021 году преподавателями кафедры приняли участие в выполнении гозадание на тему «Психология и педагогика инклюзивного образования: оценка качества инклюзивного образования в общеобразовательных организациях Российской Федерации».
В 2022 году выполнено госзадание на тему «Изучение предикторов успешности освоения образовательной программы учениками с высоким риском школьной неуспешности».
На кафедре психологии, педагогики и специального образования богатые научные традиции, формируется новый опыт, осуществляются научные исследования.
Сотрудники кафедры являются членами различных научных организаций и обществ, имеют награды разного уровня за научные достижения и за вклад в подготовку профессиональных кадров: Почетную грамоту Министерства образования и науки РФ (Н.Я. Безбородова, Г.Н. Богомолова, Т.Ф. Игнатенко, С.Г. Коростелева, Е.А. Коростелева, Е.А. Егорова, Т.Б. Хорошилова, Е.А. Косыгина, О.Н. Акиньшина и др.), областную премию им. К.А. Москаленко (В.К. Елисеев), нагрудный знак «Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации» за заслуги в области образования (Н.Н. Кузьмин) и др.
Направления научных исследований:
На кафедре психологии, педагогики и специального образования научную работу по нескольким предметным направлениям ведут выдающиеся ученые, достижения которых получили заслуженное признание, и молодые исследователи, достойные последователи старших коллег-наставников.
1. Научно-методическое обеспечение реализации субъектно-деятельностного и компетентностного походов в подготовке бакалавров и магистров психолого-педагогического и дефектологического (специального) образования.
Руководитель научного направления – Елисеев Владимир Константинович, д.п.н., к.психол. н., профессор.
Исследовательский коллектив научного направления: Долматова В.Н., к. психол.н., доцент; Отт Н.Г., к. психол.н., доцент; Косыгина Е.А., к.п.н., доцент; Ушакова Е.Л., к.п.н., доцент; Лыткина А.В., к.п.н., доцент; Романова Ю.В., к.п.н., доцент; Коробова М.В., к.п.н., доцент.
2. На кафедре психологии, педагогики и специального образования работает научная школа «Становление и развитие субъектности личности на разных уровнях социализации и образования».
Основатель и научный руководитель школы – доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, профессор Владимир Константинович Елисеев. Исследовательский коллектив научной школы: Долматова В.Н., к. психол.н., доцент; Отт Н.Г., к. психол.н., доцент; Косыгина Е.А., к.п.н., доцент; Ушакова Е.Л., к.п.н., доцент; Лыткина А.В., к.п.н., доцент; Романова Ю.В., к.п.н., доцент; Коробова М.В., к.п.н., доцент.
Наиболее значимые публикации:
1. Тигров В.П., Коростелева Е.А. Из опыта подготовки учащихся к презентации проекта // ШКОЛА И ПРОИЗВОДСТВО. – №1. – С. 42-46.
2. Елисеев В.К., Федина Н.В., Герасимова Е.Н. Развитие исследований по педагогике высшей школы в контексте укрепления межвузовского сотрудничества // ВЕСТНИК ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. – 2020. – №1. – С. 10-13.
3. Косыгина Е.А., Отт Н.Г. Эмпирическое исследование по проблеме профессионально-личностной готовности практических работников к реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и его результаты // ИЗВЕСТИЯ ВОЛГОГРАДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. – 2019. – С. 89-94.
4. Коростелева С.Г. Дискуссия как активный метод обучения в профессиональной подготовке будущего учителя // ВЕСТНИК КОСТРОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ПЕДАГОГИКА. ПСИХОЛОГИЯ. СОЦИОКИНЕТИКА. – 2019. – С. 118-122.
5. Бутова Л.А., Бычкова Е.С., Лыткина А.В. Исследование психоэмоциональных и поведенческих компонентов эмоционального выгорания у педагогов с различным стажем работы // ИЗВЕСТИЯ ВОЛГОГРАДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. – 2019. – С. 15-22.
6. Косыгина Е.А., Отт Н.Г., Ушакова Е.Л. Проблема профессиональной подготовки будущих педагогов-психологов в условиях образовательной среды высшего учебного заведения // ИЗВЕСТИЯ ВОЛГОГРАДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. – 2019. – С. 21-24.
7. Дормидонтов Р.А. Формирование социальной толерантности старшеклассников // ОБРАЗОВАНИЕ И ОБЩЕСТВО. – 2019. – №2 (115). – С.108-113.
8. Елисеев В.К., Елисеева И.М., Коробова М.В. Роль мотивационно-потребностной сферы педагога в формировании психологической близости с социально неадаптированными подростками // ОБРАЗОВАНИЕ И ОБЩЕСТВО. – 2019. – №2. – С. 99-108.
9. Елисеев В.К., Елисеева М.В. Связь личностных качеств педагога с референтностью и авторитетом у девиантных подростков // ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕГИОНОВ. – Пятигорск. – 2019. – №6. – С. 69-73.
10. Карим С.М.Х., Кузьмин Н.Н. Педагогические условия воспитания культуры здоровья учащихся в системе физической культуры в ОАЭ // СОВРЕМЕННОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. – 2019. – №6. – С. 25-29.
11. Бородина О.В., Липатов А.В. Мультимедийные обучающие и презентационные программы как средство обучения: проблемы и перспективы // ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ. – 2019. – №1. – С. 101-108.
12. Романова Ю.В. Графический дизайн как средство визуальных коммуникаций в профессиональном образовании дизайнеров // ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ СЕГОДНЯ. – 2019. – С. 66-70.
Научные мероприятия:
1. Внутривузовская научно-практическая конференция «Становление и развитие субъектности личности на разных уровнях образования» (19 апреля 2019 года) (Липецк).
2. Всероссийская научная конференция с международным участием «Образование XXI века: гуманизация, поливариативность, цифровизация» (25 декабря 2019) (Липецк).