Кафедры -- ЛГПУ

Кафедра информатики, информационных технологий и защиты информации

О кафедре Направления подготовки Преподаватели НИР

Заведующий кафедрой: кандидат технических наук, доцент СКУДНЕВ ДМИТРИЙ МИХАЙЛОВИЧ

Телефон кафедры: 32-83-88  (внутр.: 53-88)

Заведующий: 32-83-70  (внутр.: 53-70)

Кабинет №200 (корпус 1)

Эл. почта: itizi@lspu-lipetsk.ru


Кафедра информатики, информационных технологий и защиты информации образована из кафедры электроники телекоммуникаций и компьютерных технологий, ведущей свою историю с 1996 года (приказ № 89к от 03.09.96).

 

С момента своего образования кафедра являлась ведущим образовательным и научным центром региона в области информатизации и информационных технологий.

 

В 1996 году с целью эффективного  внедрения компьютерных технологий в учебный процесс, его организацию и управление, а также привлечения внебюджетных средств на базе кафедры создан Центр новых информационных технологий в образовании как структурное подразделение Учебно-образовательного центра “Педагог” Липецкого государственного педагогического института (приказ № 247 от 25.11.96). Директором ЦНИТО назначен Малыш В.Н.

 

В 1997 году в рамках дополнительного образования на базе кафедры организованы коммерческие курсы для студентов «Компьютер в офисе», «Объектно-ориентированное программирование», для переподготовки безработных граждан на средства Центра занятости населения Липецкой области курс «Оператор ЭВМ».

 

В 1998 году кафедрой электроники телекоммуникаций и компьютерных технологий издан первый межвузовский сборник научных трудов «Информационные технологии в подготовке современного специалиста».

 

Наряду с информационными технологиями важнейшей компонентой качества профессиональной подготовки специалистов является научно-исследовательская деятельность. Ведущей формой организации научно-исследовательской работы студентов становится функционирование учебного-научных групп студентов и аспирантов под руководством ведущих ученых института. Создаются учебно-научные группы под руководством ведущих преподавателей кафедры и физико-математического факультета. Эффективность новой формы работы со студентами подтверждается успехами её воспитанников. Так, в 1998 году студенты  Зияутдинов В.С. и Афанасьев С.Н. стали стипендиатами Правительства РФ.

 

В 2000 году кафедра разрабатывает и начинает реализовывать  программы дополнительного образования (повышение квалификации, переподготовка безработных граждан и уволенных в запас военнослужащих, дополнительные образовательные услуги студентам и другим категориям граждан):

  • Пользователь и оператор ЭВМ
  • Системное и прикладное программирование
  • Компьютерные сети и визуальные среды разработки программ
  • Информационный менеджмент

За большой вклад в развитие факультета и института в последние годы отмечены преподаватели кафедры: Малыш В.Н. (создание информационной сети факультета), Кюнбергер Л.Э. (разработка информационной системы управления), Левыкин Ю.Т. (обеспечение работы электронной почты).

 

В 2000 году создан Информационно-аналитический центр. Учитывая опыт разработки информационной системы управления учебным процессом на физико-математическом факультете, начальником центра назначен доцент Кюнбергер Л.Э., техническим руководителем проекта доцент Малыш В.Н.

 

С 28.10.2015 года и.о. заведующего кафедры электроники телекоммуникаций и компьютерных технологий (ЭТиКТ) стал Скуднев Д.М.

С 1 февраля 2015 г. кафедра электроники телекоммуникаций и компьютерных технологий была переименована в кафедру информатики, информационных технологий и защиту информации (ИИТиЗИ), так же в нее были частично включены сотрудники и преподаватели кафедры математики и информатики, путем частичного объединения кафедр.

01.03.2017 г., заведующим кафедры ИИТиЗИ был назначен Скуднев Д.М.

На кафедре ИИТиЗИ производится подготовка кадров для IT-отрасли по направлениям подготовки: 09.03.02 Информационные системы и технологии (очно-заочная форма обучения и очная форма обучения), 10.03.01 Информационная безопасность (Организация и технология защиты информации) (очная форма обучения), 09.04.01 Информатика и вычислительная техника (Информационные системы и компьютерные сети) (очная форма обучения). Сотрудниками кафедры реализуются такие направления работы как разработка баз данных, прикладных программ, проведение курсов повышения квалификации и переподготовки по IT-направлениям. По всем направлениям к процессу подготовки специалистов привлечены работодатели соответствующих профилей. В процессе обучения принимают участие специалисты таких организаций как: ООО ГСКС ПРОФИ, Липецкий филиал ПАО Ростелеком, ЛГЭК и др. Есть сотрудничество с такими компаниями как: ОАО «ИнфоТеКС», ООО «Конфидент» и др. Используется современное программное и аппаратное обеспечение. Материально-техническая база включает в себя такое программное обеспечение как: «Компас», «AutoDesk», «Statistika», современные операционные системы, офисные пакеты, Программируемый робот DARwh-MINI, набор для сборки программируемого робота гексопода, цифровая видеокамера, многофункциональный генератор-частотомер, анализатор спектра 9 кГц – 2,2 ГГц, Digital Multiplex Recorder Монитор, осциллограф 20мгц, осциллограф цифровой запоминающий двухканальный, автоматическая телефонная станция, универсальный анализатор проводных коммуникаций, защитный комплекс КМ-3, комплект для поиска скрытых коммуникаций, прибор приемно-контрольный охранно-пожарный, установка «Локальная и глобальная компьютерная сеть».

 В рамках процесса обучения, студенты привлекаются к проведению научных мероприятий, разработке баз данных, прикладных программ. Организованны научные общества студентов, в рамках которых они повышают свою грамотность по IT-направлениям.

В перспективе развития планируется открытие новых направлений, например, в 2019 году планируется открытие направления подготовки 10.05.05 Безопасность информационных технологий в правоохранительной сфере.

Так же планируется прохождение сертификации ФСЭК для программ переподготовки и повышения квалификации по направлению Информационная безопасность.

Для повышения качества подготовки планируется увеличение числа привлеченных специалистов с различных организаций к процессу обучения, расширение сотрудничества с различными IT-компаниями в качестве баз практик и использование их материалов в процессе подготовки специалистов. Обновление материально-технической базы для расширения спектра подготовки современных IT-специалистов.

Ежегодно студенты приоритетных направлений (09.03.02 Информационные системы и технологии, 10.03.01 Информационная безопасность (Организация и технология защиты информации)) становятся правительственными и президентскими стипендиатами. За последнее время такими стипендиатами становились: Овечкин Д., Князев Н., Моисеева А., Губа А., Колесникова М., Окороков В. В вузе учреждена стипендия имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, которой был удостоен Князев Н.

На кафедре штатный состав профессорско-преподавательский состав представляет: 1 профессор (Малыш В.Н.), 12 доцентов (Алтухова С.О., Крутиков М.А., Воробьев Г.А., Мицук С.В., Смирнов М.Ю., Газин А.И., Москалев А.Н., Никулова Г.А., Кононова З.А., Смирнова И.Н., Скуднев Д.М. (заведующий кафедрой), Зияутдинов В.С.), 6 старших преподавателей (Субботин В.Р., Воронин И.В., Лузянин С.Е., Седых Ю.И., Золотарева Т.А., Пишикина Г.Н.), 1 преподаватель (Селищев О.В.).

За последнее время, сотрудниками кафедры, в рамках научной деятельности были опубликованы следующие научные работы, в том числе и в рамках руководства научных исследований со студентами:

E. S. Skakov and V. N. Malysh Parameter meta-optimization of metaheuristics of solving specific NP-hard facility location problem / International Conference Applied Mathematics, Computational Science and Mechanics: Current Problems, 18–20 December 2017, Voronezh, Russian Federation, 2018, V. 973, P. 1-12. (Journal of Physics: Conference Series)

Fedina N. V. et al. Study of Educators’ and Parents’ Readiness to Implement Distance Learning Technologies in Preschool Education in Russia //Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. – 2017. – Т. 13. – №. 12. – С. 8415-8428.

Fedina N. V. et al. Use of Distance Learning Technologies in the Course of Implementing Educational Programs in Preschool Education //Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. – 2017. – Т. 13. – №. 11. – С. 7561-7571.

Filippov V.V.Modelling magnetoresistance effect in limited anisotropic semiconductors/V.V. Filippov, S.V.Mitsuk//Chinese Physics Letters. – Institute of Physics and IOP Publishing Limited, 2017. – Vol.34. – №7. – L.077201-(01-03).

Gazin A.I. Conditions of obtaining the discrete kurtosis spectrum of statistical distributions of biometric data for small samples [текст] /Volchikhin V.I., Ivanov A.I., Gazin A.I., Bannih A.G. // Journal of Computational and Engineering Mathematics. vol. 4, no. 4 – 2017. – p. 53-63.

Gazin A.I. Simplification of Statistical Description of Quantum Entanglement of Multidimensional Biometric Data Using Simmetrization  of Paired Correlation Matrices [текст] /Ivanov

Gazin A.I. The Evaluation of Integral Statistical Criteria used for Noise Elimination of Quantization during Statistical Processing of Biometric Data on Small Selection/ A.I.Gazin, A.I.Ivanov, S.E.Vyatchanin, K.A.Perfilov// INFORMATION: An International Interdisciplinary Journal. – Vol. 20. – №7(A). – 2017. – P.4631-4638.

Web-программирование: расширяемые языки разметки: Учебно-методическое пособие / Г.А. Никулова. – Липецк: ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2018. – 61 с.

Алтухова, С.О. Интеграция вуза и школы как условие по усилению практико-ориентированной части подготовки будущего учителя-предметника//Проблемы современного образования, 2017

Алтухова, С.О. Программирование в среде Delphi: разработка баз данных. Час II/ С.О. Алтухова, З.А. Кононова. -  Липецк: ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2018. – 51 с.

Боброва Л.Н. Ступени формирования практико-ориентированных IT-компетенций будущих учителей: от учебных проектов до реальных достижений/Л.Н. Боброва, А.Н.Москалев, Г.А. Никулова. – М.: Педагогика и просвещение, 2017. – № 3. – С. 66-79.

Боброва Л.Н., Никулова Г.А. Использование образовательных интернет- ресурсов по естественнонаучным дисциплинам в школе: взгляд с двух сторон//Проблемы современного образования, 2018. -  №2. – С. 99-112.

Боброва, Л.А. Сравнительный анализ потребностей учащихся и педагогов при использовании обучающих ресурсов/ Л.Н. Боброва, Г.А. Никулова//Материалы международной конференции ИТО – 2018. – Москва-Троицк, 2018. – http://ito2018.bytic.ru/members?id=%D0%9A&page=2&per-page=16

Воробьев, Г.А. Из опыта дистанционного консультирования студентов при написании выпускной квалификационной работы Г.А. Воробьев, Т.П. Фомина. // Дистанционное и виртуальное обучение. – № 2, 2018. – С. 77-82.

Воробьев, Г.А. О некоторых аспектах профессионально-педагогической подготовки будущих учителей математики / Г.А. Воробьев, Т.П. Фомина // Современные исследования в психологии и педагогике: материалы международной научно-практической конференции (8 августа 2017 г. ППО-281, Казань) – Казань: ЦПМ «Академия Бизнеса», 2017. – C. 9-13.

Воробьев, Г.А. О системе непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности учителя математики / Г.А. Воробьев, Т.П. Фомина // Мир Науки, Культуры, Образования. -  № 3 (70), 2018.

Воронин И.В. Практика организации обучения детей с использованием дистанционных образовательных технологий / Воронин И.В., Скуднев Д.М. //электронный бизнес: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции, 15 декабря 2017 г. Нижний

Воронин И.В. Применение искусственных нейронных сетей для биометрической идентификации личности/И.В.Воронин, В.С.Зияутдинов, Д.М.Скуднев/Современные тенденции развития науки и производства: сборник материалов V Международной научно-практической конференции (28 февраля 2017 года), Том II – Кемерово: ЗапСибНЦ, 2017. – С.107-109.

Воронин И.В. Информационное общество и электронное обучение, информационные технологии и Модели внедрения ДОТ в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) / Воронин И.В., Скуднев Д.М. //электронный бизнес: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции, 15 декабря 2017 г. Нижний Новгород: НОО «Профессиональная наука», 2017.

Дистанционные технологии дошкольного образования: проблемы и перспективы развития/ Н.В. Федина [и др.]. – Липецк: ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2018. -  236 с. (монография)

Зияутдинов, В.С. Стеганографическое сокрытие информации с помощью bitmap файлов/В.С.Зияутдинов, И.В.Воронин, Т.А.Золотарева, О.В.Селищев // Актуальные прблемы автоматизации управления на предприятии и в организации.: сборник трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции. -  17 ноября 2017 г. – Орск, 2017. – С.59-63.

Информационная образовательная среда образовательной организации как ресурс совершенствования технологий реализации ФГОС / Ред. М.А. Крутиков, К.А.

Карандашева, М.К. ОСОБЕННОСТИ ЦВЕТОПРИМЕНЕНИЯ В АРХИТЕКТУРЕ И ДИЗАЙНЕ WEB-РЕСУРСОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ/ М.К. Карандашева, Г.А. Никулова//Материалы международной конференции ИТО – 2018. – Москва-Троицк, 2018. – http://ito2018.bytic.ru/members?id=%D0%9A&page=2&per-page=16

Князев, Н.П. Применение микроконтроллеров в проектной деятельности/ Н.П. Князев, С.Е. Лузянин, С.В. Мицук //Материалы международной конференции ИТО – 2018. – Москва-Троицк, 2018. – http://ito2018.bytic.ru/members?id=%D0%9A&page=2&per-page=16

Князев, Н.П. Программный модуль расчета надежности комбинированной информационной системы/ Н.П.Князев, Д.М.Скуднев//Новые информационные технологии в научных исследованиях: материалы XXII Всероссийской научно-технической конференции студентов, молодых ученых и специалистов. – Рязань: РГРТА, 2017. – С.155-156.

Компьютерное моделирование. Экология. Часть I. Практикум / З.А. Кононова, С.О. Алтухова, Г.А. Воробьев.  – Липецк: ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2018. – 100 с.

Кононова, З.А. Организация контроля и самоконтроля процесса разработки информационных систем с использованием средств платформы 1С: Предприятие 8.2/З.А.Кононова, Г.И. Белозерова//Известия Воронежского государственного педагогического университета. – Воронеж, 2017. – №2(275). – С. 63-67.

Крутиков М.А. Теоретические аспекты подготовки будущего учителя информатики к здоровьесберегающей деятельности // Успехи современной науки и образования. – 2017. – Т. 1. – № 2. – С. 36-38.

Лузянин, С.Е. Компьютерное моделирование при обучении физике/ С.Е. Лузянин, Н.В. Лузянина//Материалы международной конференции ИТО – 2018. – Москва-Троицк, 2018. – http://ito2018.bytic.ru/uploads/reports/kompyuternoe_modelirovanie_pri_obuchenii_fizike.docx

Мицук С.В. Использование коммерческих программных продуктов в образовательном процессе высшего учебного заведения/ С.В.Мицук, О.В.Селищев//Преподавание информационных технологий в Российской Федерации: материалы Пятнадцатой открытой Всероссийской конференции (Архангельск, 11-12 мая 2017 г.). – Архангельск: АПКИТ, 2017. – С.210-212.

Мицук, С.В.  Мотивация к изучению информационных технологий при подготовке иностранных студентов / Преподавание информационных технологий в российской федерации: мат. 16 откр. Всеросс. Конф. (Москва, 14-15 мая 2018) АПКИТ – 2018. – 417 с. – С. 318-319.

Москалев, А.Н. Компьютерное моделирование в исследовательской деятельности студентов/А.Н. Москалев//Материалы XXVIII Международной конференции «Современные информационные технологии в образовании», 27 июня 2017 г. -  троицк –москва, 2017. –  с. 491-493.

Москалев, А.Н. Явление детерминированного хаоса в осцилляторе Дуффинга/ А.Н. Москалев//Материалы международной конференции ИТО – 2018. – Москва-Троицк, 2018. – http://ito2018.bytic.ru/members?id=%D0%9A&page=2&per-page=16

Мотивационно-целевой и содержательный компоненты профессиональной деятельности учителя информатики / О. Н. Дитяткина, Г. Н. Пишикина // Инновационные технологии обучения в вузе в контексте Президентской Стратегии Казахстан -2050: Труды Республиканской научно-методической конференции – Темиртау, 2016. – С 94-97. (опубликована в 2017)

Н.В. Федина, Практика реализации дистанционных образовательных технологий в дошкольном образовании РФ / Н.В. Федина, И. Бурмыкина, Л. Звезда, О. Пикалова, Д. Скуднев, И. Воронин //Дошкольное воспитание. – М.: Издательский дом Воспитание дошкольника, 2017. -  №10. -  С. 3-14.

Никулова Г.А. Разработка и реализация дисциплин поддержки научно-исследовательской и проектной деятельности магистров IT-направлений/Г.А.Никулова, А.Н.Москалев, О.В.Селищев///Преподавание информационных технологий в Российской Федерации: материалы 15 открытой Всеросс.конф. (Архангельск, 11-12 мая 2017), 2017. – С.177-180.

Никулова Г.А. Формат «ПЕЧА-КУЧА» как локомотив формирования мотивации студентов гуманитариев к освоению ИТ-технологий /  Преподавание информационных технологий в российской федерации: мат. 16 откр. Всеросс. Конф. (Москва, 14-15 мая 2018) АПКИТ – 2018. – 417 с. – С. 323-325.

Никулова Г.А., Москалев А.Н. ЕГЭ 18. 100 баллов. Физика. Практическое руководство. – М.: «УЧПЕДГИЗ». 2018 (Серия «ЕГЭ. 100 баллов»). – 559 с.

Никулова Г.А., Москалев А.Н. ЕГЭ 2018. Задачник. Физика. Сборник заданий для подготовки к ЕГЭ. – М.: «Экзамен». 2018 (Серия «ЕГЭ. Задачник»). – 352 с.

Никулова, Г.А. Выявление стилевых признаков интернет-ресурсов образовательного назначения/Г.А.Никулова, Л.Н.Боброва// Materials of the VI International Scientific Conference «Information-Management Systems and Technologies» 20th–22th, September, 2017. -  Odessa, 2017.  – С. 52-54.

Никулова, Г.А. Образовательные интернет-ресурсы и стилевые потребности будущих учителей/Г.А. Никулова, Л.Н. Боброва//Материалы XXVIII Международной конференции «Современные информационные технологии в образовании», 27 июня 2017 г. -  ТРОИЦК –МОСКВА, 2017. –  С. 335-337.

Никулова, Г.А. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МОДУЛЯ «WEB-ТЕХНОЛОГИИ» ДЛЯ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ/Г.А.Никулова, Н.Ю. Коршунов. –  Materials of the VI International Scientific Conference «Information-Management Systems and Technologies» 20th–22th, September, 2017. -  Odessa, 2017. -  С. 59-61.

Никулова, Г.А. Физика. Практическое руководство для подготовки к ЕГЭ/ Г.А.Никулова, А.Н.Москалев. – М.: Экзамен, 2017. – 559 с.

Никулова, Г.А. Физика. Сборник заданий для подготовки к ЕГЭ/ Г.А.Никулова, А.Н.Москалев. – М.: Экзамен, 2017. – 352 с.

Образовательные возможности новомедийных визуальных коммуникаций / М.А. Крутиков, А.В. Ласточкин. – Материалы Всероссийской конференции «Управление образованием в период изменения». – http://direktoria.org/konferencia

Подготовка учителей к использованию новомедийных визуальных коммуникаций в системе повышения квалификации института развития образования липецкой области / К.А. Ротобыльский, А.В. Ласточкин, М.А. Крутиков // Школа молодых учёных по проблемам гуманитарных наук. – Сборник материалов областного профильного семинара. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2017. – С. 256-261

Скуднев, Д.М, Воронин И.В. ИК-технологии: практики, проблемы, перспективы//Актуальные проблемы развития теории и практики дошкольного образования: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции заключительного этапа  VII Всероссийского профессионального конкурса Воспитатель года России (9 ноября). – М.: НИИ ШКОЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, 2018. -  С. 69-73.

Смирнов, М.Ю.  Автоматизированное управление климатическими установками/ М.Ю. Смирнов [и др.]//Материалы международной конференции ИТО – 2018. – Москва-Троицк, 2018. – http://ito2018.bytic.ru/members?id=%D0%9C&page=3&per-page=16

Так же кафедра работает над созданием объектов интеллектуальной собственности. Все сотрудники кафедры привлечены к этому процессу.

За 2017 и 2018 годы было зарегистрировано порядка 15 объектов интеллектуальной собственности, в том числе и совместно с обучающимися.

 

Сотрудники кафедры (Скуднев Д.М., Смирнова И.Н., Алтухова С.О.) проводят компьютерно-технические экспертизы для УБЭП, СК РФ, УМВД, УФСБ г. Липецка, Липецкой области, а также других регионов РФ.

Так же на кафедре функционируют учебно-научные лаборатории, которые не только обеспечивают учебный процесс, но и используются для научных исследований и разработок:

  1. Лаборатория защиты информации (Зияутдинов В.С.);
  2. Лаборатория информационных систем и технологий (руководитель Скуднев Д.М.);
  3. Лаборатория «Веб–технологии и интернет–образование» (руководитель Никулова Г.А.).

Кафедра ежегодно выполняет финансовый показатель министерства по привлечению дополнительных средств в бюджет вуза.