Фраза дня
Нет стремления более естественного, чем стремление к знанию.
Мишель де Монтень
Наука
Экспертные,консалтинговые,
научно-методические
услуги
- Национальный проект «Наука и университеты»
- Междисциплинарная научно-образовательная олимпиада школьников «Малая академия наук «НИКА» (2024 год)
- Наиболее значимые публикации
- Серия вебинаров о библиометрии и продуктах Clarivate Analytics и практические рекомендации по публикации в международных журналах международной базы научного цитирования Web of Science
- Регистрация на мероприятия
- Обновлен список ВАК
- Обновлен список российских журналов в Scopus
Живы ли русские диалекты в XXI веке?
В Липецкой областной универсальной научной библиотеке 21 октября состоялось мероприятие «Сорока-дудава, иде ты бувала?», которое проводилось в рамках Фестиваля науки. Доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и литературы Института филологии нашего университета Ирина Петровна Черноусова провела исторический экскурс по местным говорам и диалектам. Слушателями были студенты 1 и 3 курсов Института филологии и обучающиеся колледжа искусств им. К.Н. Игумнова.
Были рассмотрены особенности липецких говоров, относящихся к южнорусскому наречию, и их место в диалектном членении русского языка, обратили внимание и на формирование региолекта Центрально-Черноземного ареала.
Увидеть в диалектах драгоценные россыпи языка помогли присутствующим записи беседы с диалектоносителями из села Никольское Усманского района. И был получен положительный ответ на вопрос «Живы ли русские диалекты в XXI веке – в эпоху масс-медиа и массового распространения литературной нормы?»
Диалекты живы и наиболее устойчивыми являются диалектные слова, участвующие в образовании региональной топонимической лексики. Они сохранились в названиях населенных пунктов – топонимах.
Топонимия липецкого края диалектного происхождения велика и разнообразна: с. Колыбельское Чаплыгинского района и река Колыбелка (от диал. слова колыбель – источник, родник, ключ); с. Бутырки Грязинского, Задонского, Становлянского и Чаплыгинского р-нов (от диал. слова бутырки – отдаленные, находящиеся в стороне от общего поселения); Ситовка (от диал. слова ситник – камыш); Сошки Грязинского района (от диал. слова рассошки – разветвление оврага); с. Ярославы Данковского района (от диал. яр – глубокий овраг) – местность прославилась ярами; с. Пады Липецкого р-на (от диал. падь – пониженное место); с. Плоты Становлянского и Долгоруковского р-нов (от диал. плота – «балка, овраг»), с./д. Борки Тербунского и Задонского р-нов (от диал. борки – «небольшие хвойные леса»), с. Плавица Добринского р-на (от диал. плав – «трясина, болото»).
Слушатели проявили большой интерес к липецким говорам, задавали вопросы, чтобы и в дальнейшем обращаться к народной речи.
В конце мероприятия Ириной Петровной Черноусовой была проведена профориентационная работа. Обучающиеся колледжа искусств им. К.Н. Игумнова были приглашены для поступления в наш университет по направлению «Педагогическое образование»: профили «Русский язык и литература», Филологическое образование и дополнительное образование в области медиаобразования, Русский язык и дополнительное образование: английский язык, перевод и переводоведение.
24.10.2022