- Шопен русской поэзии -- ЛГПУ

Шопен русской поэзии

Шопен русской поэзии


Два великих имени встретились. Липецкая область тесно связана с именем писателя, Нобелевского лауреата, И.А.Бунина. А поэт Надсон? «Но без Надсона не было бы и Бунина», – утверждают литературоведы.

Проект «Международный литературный и эко-просветительский фестиваль «Бунинские Озерки» инициировал в этом году круглый стол по вопросам творчества поэта С.Я. Надсона. Семену Яковлевичу Надсону исполняется 160 лет. Круглый стол с участием И.Г. Минераловой – доктора филол. наук, профессора (МПГУ, Москва); А.В. Назаровой – кандидата филол. наук, преподавателя (МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва); Г.И. Седых – кандидата филол. наук, доцента (Литературный институт им. А.М. Горького, Москва), Ю.В. Цветкова, поэта, сотрудника Литературного музея (Москва), Е.А. Полтавской, кандидата филол. наук, и других состоялся 7 октября в ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского.

«Практически забытая сегодня лирика Надсона оставила заметный след в русской поэзии 1880-х  – около ста стихотворений были положены на музыку», – так начала круглый стол канд. филол. наук, модератор заседания, А.В. Назарова. Е.А. Полтавская  на основе мемуаров В.Н. Буниной «Жизнь Бунина» и краеведческих исследований раскрыла период взросления будущего поэта, находящегося под впечатлением творчества С.Я. Надсона. Профессор И.Г. Минералова продемонстрировала  студентам тексты стихов Бунина и Надсона. И юные филологи пытались понять разницу в творчестве поэтов. Профессор подытожила, что «Бунин моложе, «сильнее», для него мир – «красота и смерть», и всегда любовь, а Надсон так сосредоточен на описании своих переживаний, что иногда кажется (цитата В.В. Розанова) «мир как предмет любви исчез»». Доценту Литературного института интереснее было обратиться к стихосложению поэзии Надсона.  Она отметила архаичность и ограниченность ритмического репертуара лирики времени, но подчеркнула новаторское открытие Надсоном ритмо-смысла, предложив  разбор стихотворения "Милый друг, я знаю...". Сотрудник литературного музея Ю.В. Цветков не мог не сказать о влиянии поэзии Надсона на литературный процесс, на писателей и поэтов того времени.

Судьба поэта С.Я. Надсона, прожившего всего 24 года, не оставила равнодушными  студентов и вдохновила их на создание спектакля «Шопен русской поэзии Семен Надсон». Спектакль готовился несколько месяцев. В роли Надсона  – студент 4 курса института филологии Андрей Конов. По секрету скажем – с нами поделилась мама студента. Она дала совет юному актеру забыть, что он студент. Помнить только, что он – Надсон. Высокий худощавый юноша талантливо перевоплощался на сцене. Жизнь главного героя стремительно несется. Вот он влюблен и счастлив. Но ненадолго. Любимая умирает. Тоска и одиночество.  Вот он уже военный. Но военная карьера не в радость. А вот встреча с писателем и издателем А.Н. Плещеевым – это сама судьба. Но судьба коротка.  Вот уже и романс говорит о том, что жизнь поэта будет скоротечна.

 

«Наша жизнь, наша жизнь – это тот же камин,
Где сгорают все лучшие грёзы.
А проходит любовь – в сердце холод и дым,
На душе лишь страданья и слёзы», –

 

задушевно, перевоплощаясь в героиню 19 века, поет магистрантка института культуры ЛГПУ имени П.П. Семенова Тян-Шанского Маргарита Петрухина.

         Девичьи голоса исполняют один романс за другим. Это голоса лирических героинь. Сколько их могло встретиться на пути поэта?  И встречалось.

 

«Я бы хотела жить с Вами
В маленьком городе,
Где вечные сумерки
И вечные колокола.

………………..

И может быть, Вы бы даже меня любили…», –

 

Марина Цветаева очень даже могла выразить настроение девушек, влюблен-ных в поэта.  Романс на стихи Марины Цветаевой   проникновенно исполнила Добродеева Настя  – магистрантка Института филологии. 

Очень трогательно, до слез у зрителей, подхватывает настроение тоски и одиночества еще одна лирическая героиня:

 

«Нету без вас мне спокойствия, нету...
Дождик осенний, поплачь обо мне».

 

И на наших глазах скоротечная жизнь Надсона – это просто осенний дождик. Сначала было небо, большое и безоблачное, потом набежали тучи, и небо даже прогремело, но после все пролилось мелким, моросистым, осенним дождем. Дождем, который плачет. Романс Э. Рязанова звучит в исполнении Алины Палагиной – выпускницы Института филологии.

Рано осиротевший, нелюбимый в детстве, талантливый, тонко чувствующий жизнь, в стихах поющий: «Я плачу с плачущим, со страждущим страдаю и утомленному я руку подаю», конечно, не мог выбрать военную карьеру, которую выбрали для него другие. Дневники поэта читает студент 5 курса института филологии Иван Гребеньков, а одну из любимых песен Надсона «Вниз по Волге реке» акапельно исполняет студент института культуры Сергей Крузе.

         Юные актеры на сцене читают дневники поэта, его стихи, поют романсы. Все они плетут кружево судьбы поэта. Не торопятся, с чувством, с толком. Приготовились плести долго и даже увлеклись. Но кружево обрывается. Всё! Дальше плести не надо. Жизнь и общество, порывы человеческой души и чувство долга… Мы ожидали всего, но до конца все-таки не могли понять, насколько современно может быть прочтение стихов этого поэта.

Спектакль создан студенческой театральной студией «Театро» на основе дневников поэта и воспоминаний современников.  А руководит студией  доцент кафедры русского языка и литературы Института филологии  ЛГПУ О.Н. Руднева.

Огромная благодарность руководству университета за поддержку и содействие.

Елена Полтавская, автор проекта «Фестиваль “Бунинские Озерки“»

Шопен русской поэзииШопен русской поэзииШопен русской поэзии

11.10.2022



Поделиться: