ЛГПУ -- - Экспертное мнение: литература XXI века

Экспертное мнение: литература XXI века

Экспертное мнение: литература XXI века


  С классикой понятно. А есть книги, написанные в XXI веке, которые можно рекомендовать, изучать, включать в школьные программы?

 

  Отвечает доцент кафедры русского языка и литературы Института филологии Вера Сергеевна Расторгуева:

 

 - Я не думаю, что с классикой все понятно. Понятно только на уровне осознания ее универсального характера. Но если современному подростку или молодому человеку задать вопросы о том, насколько им ясен язык Л.Н.Толстого и Ф.М. Достоевского, почему Обломов лучше Штольца, почему Н.В. Гоголь назвал предприимчивого Чичикова подлецом, то вряд ли мы услышим положительные ответы.

 

  Молодой человек эпохи постмодернизма, живущий в постиндустриальном обществе и в мире очень разных «пост», посткультуры, постфилософии, вряд ли согласится читать полностью «Войну и мир», размышлять над идеей Раскольникова о разрешении крови по совести. И уж точно русский немец Штольц ему намного ближе философа Обломова, мечтающего лежа на диване об идеале утраченного рая.

        

  Сегодня молодежь живет в мире иных скоростей, клиповое сознание формируется не литературой, а средствами массовой информации. И к этому нельзя относиться оценочно, «плохо» или «хорошо». Это факт современной реальности. А «времена не выбирают, в них живут и умирают», как писал русский советский поэт Александр Кушнер, которого нет в школьной программе по литературе. Как нет в ней В.С. Маканина, А. Иванова, А. Иличевского, Е. Чижовой, Т. Толстой, М. Елизарова, М. Шишкина, С. Гандлевского, А. Парщикова, Е. Шварц и многих других, которые пытаются осмыслить, что происходит с человеком в эпоху цивилизационного слома.

 

  Россия уже 30 лет существует в новой реальности, а школьные программы по литературе не хотят этого замечать, таким образом лишая подростка знания о том мире, в котором ему предстоит жить.

        

  В современной литературе много достойных авторов, произведения которых необходимо изучать в школе, чтобы понять, что с нами происходит здесь и сейчас. Многие художники слова осмысливают настоящее через призму классики. Чаще всего современный писатель находится в диалоге с Ф.М. Достоевским. Это можно проследить и в романе В. Пелевина «Generatiоn «П» о 1990-х гг., в рассказе «Кавказский пленный» В.С. Маканина о том, в какой нравственный тупик попала Россия на сломе эпох. Романы А. Иванова «Псоглавцы», «Комьюнити» 2011 и 2012 гг. отсылают читателя к текстам русской классики, чтобы осмыслить новую  и в тоже время старую ситуацию нравственного выбора, в котором оказался современный человек. Почему из мира уходит любовь, почему человек выбирает успех и не готов жертвовать собой во имя ближнего, что мы оставим после себя, может ли быть поэзия после Освенцима и почему после второй мировой войны люди не перестали воевать?

 

  Новая реальность бросает человеку новые вызовы. В повседневности бытия мы их не замечаем. Задача художника – в настоящем уловить предчувствие будущего. И современная литература с этим справляется.

        


28.04.2022



Поделиться: