- Гносеологические основы образования -- ЛГПУ

Гносеологические основы образования

Гносеологические основы образования


  Кафедра дошкольного и начального образования 28-29 октября 2021 года провела VI Международную научно-практическую конференцию «Гносеологические основы образования», посвященную памяти профессора С.П. Баранова. В этом году конференция состоялась в рамках мероприятий, запланированных к 10-летию кафедры.

 

  Конференция проводилась в режимах:

 

  – off-line – пленарное заседание; в работе секций приняли участие преподаватели вузов, учителя школ, магистранты, студенты ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского;

 

  – on-line – с городами: Липецк, Елец, Москва, Орел, Тамбов (Россия); Прага, (Чехия), Благоевград, (Болгария) и др.

 

  На открытии конференции с приветственным словом выступили проректор по научно-методической работе  ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, д.социол.н., профессор Ирина Викторовна Бурмыкина, директор Института психологии и образования, к.п.н., доцент Лилия Михайловна Тафинцева; председатель Общественной академии науки, образования, культуры, Академик г. Софии, Республики България, профессор Динко Динков; декан факультета педагогики Юго-Западного университета им. Н. Рильского, г. Благоевграда, Республики България, доктор, доцент Янка Стоименова; декан факультета начального образования Московского педагогического государственного университета, к.п.н., доцент Марина Анатольевна Олейникова; зав.кафедрой математики и информатики в начальной школе Московского педагогического государственного университета, д.п.н., доцент Александр Леонидович Чекин; доцент кафедры теории и практики начального образования Московского педагогического государственного университета, к.п.н. Елена Викторовна Борисова; заведующий кафедрой дошкольного и начального образования, д.п.н., профессор Мария Васильевна Лазарева и др.

 

  Все выступающие отметили высокий уровень ежегодно проводимых конференций под руководством д.п.н., профессора кафедры дошкольного и начального образования ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского Александры Жоресовны Овчинниковой. Конференция объединяет учеников профессора С.П. Баранова и способствует изучению и осмыслению педагогического опыта учёного, его вклада в теорию и практику начального образования.

 

  Насыщенным и разнообразным по содержанию было пленарное заседание, особый интерес участников вызвали следующие выступления:

 

  Субетто Александр Иванович, д.ф.н., д.э.н., к.т.н., профессор, Заслуженный деятель науки РФ, Лауреат Премии Правительства РФ, профессор РГПУ им. А.И. Герцена, Почетный президент Ноосферной общественной академии наук, вице-президент Петровской академии наук и искусств, вице-президент Международной ассоциации выживания человечества (ЮНИСЕФ-ЮНЕСКО), председатель Философского Совета Русского Космического Общества, член Экспертного Совета по региональной и муниципальной науке Комитета по образованию и науке Государственной Думы РФ, действительный член Российской академии естественных наук, Европейской академии естественных наук, Академии философии хозяйства, Международной академии психологических наук, почетный профессор Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого, член Президиума Международного Высшего ученого Совета, Лауреат Международной Золотой Медали Мира Махатмы Ганди, директор Центра Ноосферного Развития СЗИУ РАНХиГС при Президенте РФ (Цент Ноосферного Развития СЗИУ РАНХиГС при Президенте РФ, г. Санкт-Петербург, Россия) «Императив возвышения качества человека в системе образования и в пространстве общественной жизни до уровня «мастера», до реализации родовой функции человека «быть учителем» – императив XXI века»;

 

  Землянская Елена Николаевна, зав. кафедрой теории и практики начального образования, д.п.н., профессор (Московский педагогический государственный университет, г. Москва, Россия) «Идеи С.П. Баранова о сущности предшкольного образования и их отражение в программах подготовки педагогов»;

 

  Цветанова-Чурукова Лидия Здравкова, д.п.н., доцент (Югозападен университет им. Н. Рилски, Благоевград, Республика България) «Приемы активизации познавательной деятельности учеников при объяснении нового материала»;

 

  Морозова Елена Евгеньевна,зав. кафедрой начального естественно-математического образования, д.биол.н., доцент (Саратовский исследовательский государственный университет им Н.Г. Чернышевского, г. Саратов, Россия «Образовательные идеи С.П. Баранова в контексте педагогического анализа урока»;

 

  Новикова Галина Павловна, ректор Института развития образовательных технологий, главный научный сотрудник, д.п.н., д.психолог.н., профессор (Институт стратегии развития образования РАО, г. Москва, Россия); Лазарева Мария Васильевна, зав. кафедрой дошкольного и начального образования, д.п.н., профессор (Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, г. Липецк, Россия) «Формирование представлений о малой родине у детей старшего дошкольного возраста».

 

  В соответствии с регламентом конференции с 14.30 до 16.30 состоялась работа секций.

 

  • on-line в работе секций приняли участие профессорско-преподавательский состав, магистранты и студенты из Воронежского государственного университета (г. Воронеж, Россия); Воронежского государственного педагогического университета (г. Воронеж, Россия); Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина (г. Елец, Россия); Елецкого филиала «Российского нового университета» (г. Елец, Россия); Института художественного образования и культурологии РАО (г. Москва, Россия); Московского педагогического государственного университета (г. Москва, Россия);  Московского городского педагогического университета (г. Москва, Россия); Уральского государственного педагогического университета (г. Екатеринбург, г Россия); Псковского государственного университета (г. Псков, Россия); Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского (г. Пенза, Россия); Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема (г. Биробиджан, Россия);  Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского (г. Саратов, Россия); Липецкого государственного  педагогического университета имени П.П. Семенова-Тян-Шанского (г. Липецк, Россия); Липецкого государственного технического университета (г. Липецк, Россия); Череповецкого государственного университета  (г. Череповец, Россия).

 

  Международное участие в работе конференции было представлено докладами преподавателей из Югозападного университета Н. Рилски (г. Благоевград, Республика България); Медицинского университета (г. София, Республика България); Чанчуньского педагогического университета (г. Чанчунь, Китайская народная республика).

 

  Практическое воплощение идеи С.П. Баранова нашли в работах учителей общеобразовательных школ: МБОУ СОШ № 24 им. М.Б. Раковского (г. Липецк, Россия); МАОУ СОШ №29 (г. Липецк, Россия); ГБОУ СОШ №491 (г. Москва, Россия); МБОУ СШ №1 им. М. М. Пришвина (г. Елец Россия) и др.

 

  В выступлениях обсуждались многие актуальные вопросы, связанные с методологическими основами концепции профессора С.П. Баранова, гносеологическими аспектами высшего образования, систематизацией чувственного опыта личности, соотношением модели и оригинала в образовании младших школьников и др.

 

  Интересной формой работы конференции стал конкурс проектов студентов. В off-line и on-line форматах было заслушано 9 докладов студентов. Лучшими и содержательными названы следующие:

 

  Аванесян Анна Артуровна, студент. Систематизация чувственных образов в подготовке мультфильмов. (Научный руководитель к.п.н., доцент, Абрамова (Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, г. Липецк, Россия);

 

  Шерстюк Татьяна Викторовна, студент. Веб-квест «Путешествие в космическое пространство». (Научный руководитель: д.п.н., профессор А.Ж. Овчинникова (Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, г. Липецк, Россия);

 

  Тюпаева Анастасия Александровна. Дневник исследователя как средство вовлечения младших школьников в проектно-исследовательскую работу при изучении курса «Окружающий мир». Научный руководитель: к.п.н., доцент Барашкина С.Б. (Пензенский государственный университет, г. Пенза, Россия).

 

  Особый интерес у присутствующих вызвал мастер-класс «Символика русского народного костюма», проведенный учителем МАОУ СОШ № 29 г. Липецка Галиной Викторовной Никифоровой.

 

  Обмен идеями единомышленников, учеников С.П. Баранова, работающих в различных университетах, очень важен. Этим объясняется чрезвычайно большой интерес к конференции, география которой широко представлена как российскими, так и зарубежными учеными.

Гносеологические основы образованияГносеологические основы образованияГносеологические основы образованияГносеологические основы образования

02.11.2021



Поделиться: