- Интервью по поводу... -- ЛГПУ

Интервью по поводу...

Интервью по поводу...


В свой день рождения на вопросы пресс-центра ответила кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и литературы, победитель проекта Фонда президентских грантов «Золотые Имена Высшей Школы» в номинации «За вклад в социальную работу и воспитательную деятельность, профессиональную ориентацию детей и молодежи», лауреат премии К.А. Москаленко, педагог с почти 40-летним стажем работы Олеся Николаевна Руднева.

 

Вся педагогическая деятельность Олеси Николаевны связана с родным вузом. С 1983 года и до сегодняшнего момента она работает на кафедре русского языка и литературы, преподавая студентам античную литературу, зарубежную литературу XVII-XVIII, XIX и XX веков. О.Н. Руднева  является создателем и бессменным руководителем театральной студии «Театро» института филологии и ансамбля казачьей песни «Хуторок».

 

Олеся Николаевна, расскажите, пожалуйста, Вы всегда мечтали стать учителем или выбирали педагогический вуз из каких-то других соображений?

Становиться учителем я не собиралась, хотя некая «генетическая» предрасположенность к этой профессии имелась. Мой отец закончил историко-филологичекий факультет нашего университета (тогда института). До поступления на филфак я работала санитаркой в детской хирургии и собиралась в медицину, кроме того, была внештатным корреспондентом липецкого радио, поэтому находилась на распутье. Была еще одна «пламенная страсть» – сцена, пение (пела в различных  ВИА, начиная со школы и до 30 лет). Я заканчивала вечернюю школу и на выпускных экзаменах поняла, что в медицинский не поступлю, потому что плохо знаю  и не люблю физику, люблю  литературу, театр, а журналистом можно работать и с педагогическим образованием, поэтому пришла на филфак и НИКОГДА об этом не пожалела. Институт дал мне всё! Пришло осознание того, что профессия педагога соединяет в себе то, что меня всегда привлекало – любовь к людям, к публичной деятельности. Педагогическая профессия – это  ежедневное актерское  мастерство, взаимодействие с молодежью – со зрителем, которого учишь ты и у которого учишься сам.

 

Расскажите, пожалуйста, историю создания студии «Театро».

В 2004 г. я стала заместителем декана филологического факультета и решила, что было бы хорошо изучать литературу через драматическое искусство, поскольку это расширяет возможности восприятия предмета, делает изучение произведений русской и мировой классики неформальным. С этого времени раз в год мы со студентами филфака стали делать постановки (литературно-музыкальные композиции). Название «Театро» появилось только в 2010 г., когда мы начали позиционировать себя как театральную студию.

 

По образованию Вы педагог, как же Вам удается так профессионально справляться с ролью режиссера, ведь постановки студии отмечены дипломами различных конкурсов и фестивалей?

В те годы, когда я училась в институте, существовал так называемый ФОП (Факультет общественных профессий), на котором нам давали различные дополнительные специальности (фотограф, руководитель школьного театрального коллектива и др.). На этом факультете могли обучаться все желающие, но, в основном, там занимались активисты, студенты, которые постоянно были на сцене, участвовали во всех мероприятиях, проводимых ЛГПИ. Я закончила ФОП с удостоверением руководителя школьной агитбригады. На этом факультете работала Людмила Владимировна Полякова – профессиональный театральный режиссер, талантливый и умнейший человек. Я до сих пор учусь у нее и всегда приглашаю на репетиции «Театро», чтобы «сверить» то, что мы сотворили с ребятами, с ее профессиональными ощущениями. Людмила Владимировна и сегодня «в строю», в курсе всего того, что происходит на театральных подмостках России и мира.

Я являюсь не только режиссером, но и сценаристом, все сценарии пишу сама. Иногда на создание одного  сценария уходит несколько  месяцев. Сценарий пишется, как правило, под конкретных  артистов. Если в «Театро» пришли хорошие вокалисты, значит быть музыкальным спектаклям, если таковых нет – значит возобладает драматургия.

 

Сложно ли из года в год прощаться с актерами, которые окончили университет?

Конечно, прощаться с ребятами, которые 5 лет играли в спектаклях, тяжело. Но такова особенность студенческого театрального коллектива, которую необходимо принять. Приходят новые ребята, иногда даже более талантливые, чем их предшественники, и я понимаю, что с ними можно реализовать те задумки, которые было невозможно воплотить прежде. В сентябре 2021 года мы начинаем восстанавливать композицию «Ф.Г. Лорка – любовь, мужество и жертва» с абсолютно новым составом исполнителей (впервые спектакль был показан в 2016 г.).

 

Если театральная студия уже проект-долгожитель, то ансамбль казачьей песни «Хуторок» еще молод, но так же успешен. Как он появился?

Ансамбль казачьей песни «Хуторок», действительно, очень молод. В день Покрова Святой Богородицы он отметит свое 4-летие (к слову, Покров – главный казачий праздник). Коллектив сложился в 2017 г. во время подготовки литературно-музыкальной композиции «От Дикого Поля до «Тихого Дона», которую мы показывали на грантовом мероприятии – Первом международном студенческом фестивале казачьей культуры «Слава Богу, что мы казаки!». В 2017 году в институт филологии пришли прекрасные вокалисты, с которыми можно было «горы свернуть» – Маргарита Петрухина, Валентина Сукочева, годом раньше в ИФ поступили Данил Ишков, Лиза Норкулова, в 2018 году в коллектив пришла Антонина Скворцова. «Академистка» Настя Добродеева тоже стала исполнять народные песни. Я видела, что ребятам нравится казачья культура, но просто так, без глубокого погружения в нее, «Хуторок» не стал бы тем коллективом, которым он сегодня является.

 

Откуда у Вас такое знание казачьей культуры, какое отношение Вы имеете к казачеству?

Казачья тема мне очень близка, как и казачий фольклор, потому что я по отцу потомственная хопёрская казачка и каждое лето бывала в казачьем хуторе, где с детских лет слушала старинные казачьи песни, исполняемые казаками и казачками еще 1905-1907 годов рождения. Песенную культуру казаков хотела изучать всегда, но, видимо, всему свое время.

 

Все ли участки ансамбля имеют специальную музыкальную подготовку?

У меня самой есть некоторое музыкальное образование (музыкальная школа), у некоторых участников коллектива его нет вообще, кто-то занимался пением с детских лет, кто-то начал петь только в университете, но все мои ребята необыкновенно талантливые, умеют слушать и слышать друг друга и чувствуют вкус и любовь к казачьему фольклору.

Мы очень много работаем, потому что, не имея казачьих корней,  трудно воспроизвести специфическую казачью  манеру исполнения, диалект, своеобразную мелодическую гармонию, которая отличает казачью песню от русской народной.

 

Участвуют ли студенты других институтов в театральной студии и ансамбле?

Безусловно, в «Хуторке» могут петь не только студенты института филологии. Некоторое время в коллективе пел представитель ИЕМиТН Ефим Долгов, на репетиции приходила Ксюша Фокина из ИИПиОН, сейчас в ансамбле появился Максим Щетинин (ИЕМиТН), но не все ребята остаются у нас. Причины тому разные. В первую очередь это то, что творчеству надо уделять большое количество личного времени. Когда мы готовимся к конкурсным выступлениям, то репетируем ежедневно по несколько часов. В обычном режиме собираемся 1-2 раза в неделю. Не все выдерживают такой ритм. Во время работы по гранту «Погружение в культуру – шаг к пониманию языка» наш рабочий день ежедневно заканчивался в 21-22 часа.  

 

Как происходит отбор студентов для участия в ансамбле?

Кастинг, конечно, существует. Не секрет, что есть люди, которые любят петь, но не имеют музыкального слуха. Таковых мы не берем в коллектив, хотя отказывать бывает трудно. Если я понимаю, что слух есть, а голос слабенький,  принимаем в «Хуторок», ведь голос можно развить. Говорят, можно развить и слух, но я не профессиональный музыкант, методикой преподавания вокала не владею, просто пою вместе с ребятами и показываю, как звучит та или иная музыкальная фраза у казаков.

К сожалению, в этом году закончил учебу в университете наш солист Данил Ишков. Замены ему пока нет, а казачий коллектив без «казака» существовать не должен! Поэтому приглашаю  поющих мальчиков из разных институтов к нам.

 

Вы обращаетесь за советами к профессиональным исполнителям народных или казачьих песен?

Наш коллектив тесно сотрудничает с муниципальным ансамблем народной песни «Зень», руководителем которого является Арина Витальевна Гридина. Ее профессиональные советы, наставления мы очень ценим. Также мы берем мастер-классы у именитого педагога по народному вокалу Валентины Васильевны Грибановой – легенды нашего города. Приглашаем ее на наши распевки, репетиции, учимся у нее. В постановке танцевальных элементов нам помогает хореограф-балетмейстер «Зени» Елена Александровна Мануйлова. Сейчас мы пытаемся осваивать новые для нас казачьи  техники, поэтому много смотрим видео с уроками фланкировки.

Очень горжусь тем, что на страницу «Хуторка» в Инстаграм подписаны некоторые  участники Московского Казачьего хора, певица Марина Девятова – бессменный член жюри Всероссийской студенческой весны в вокальном направлении и др. «Хуторок» известен за пределами Липецка и Липецкой области, за нашим творчеством следят профессионалы.

 

На сегодняшний день, что Вас больше увлекает театральная студия или казачий ансамбль?

Мне одинаково дороги и театральная студия и «Хуторок», хотя эта работа отнимает все мое личное время и в определенном смысле лишает личного пространства. Я нахожусь с ребятами на связи 24/7. Если нашла интересную информацию о казачестве – посылаю им в ВК в любой момент. Если кто-то из них «влюбился» в новую песню, то тоже может прислать ее мне и спросить мнение и  днем, и ночью.   Все ребята из ансамбля являются актерами «Театро», но не все участники «Театро» поют в «Хуторке».

 

Вас отличает демократический стиль работы со студентами, Вы всегда этим отличались или это пришло с опытом?

Демократический стиль  – единственно возможный для меня вариант общения со студентами (так было всегда), хотя здесь есть опасность «скатиться» к либерально-попустительскому стилю, приводящему к фамильярности в отношениях. Думаю, что  мне удается сохранять необходимую дистанцию, хотя в целом ко всем своим ребятам отношусь с большой любовью как к собственным детям, которым, кстати, тоже всегда даю свободу.

 

Что бы Вы пожелали сегодняшним студентам?

Сегодняшним студентам я бы пожелала быть активными, деятельными, не замыкаться на чем-то одном, любить жизнь, не ныть, не жаловаться на трудности, не жалеть себя,  потому что студенческие годы – самые прекрасные для максимальной самореализации! Идите к своей цели сейчас, потому что  не только молодость, но и жизнь проходит как одно мгновение! Не теряйте драгоценного времени!

 

В день рождения руководство университета, коллеги, ученики, студенты и выпускники от всей души поздравляют Олесю Николаевну и желают ей крепкого здоровья, вдохновения и ярких проектов, талантливых и благодарных студентов, любви и согласия в семье. Пусть мечты сбываются, а каждый день будет полон добра, счастья и удачи!

Интервью по поводу...Интервью по поводу...Интервью по поводу...

24.07.2021



Поделиться: