Фраза дня
Нет стремления более естественного, чем стремление к знанию.
Мишель де Монтень
Наука
Экспертные,консалтинговые,
научно-методические
услуги
- Национальный проект «Наука и университеты»
- Междисциплинарная научно-образовательная олимпиада школьников «Малая академия наук «НИКА» (2023 год)
- Наиболее значимые публикации
- Серия вебинаров о библиометрии и продуктах Clarivate Analytics и практические рекомендации по публикации в международных журналах международной базы научного цитирования Web of Science
- Регистрация на мероприятия
- Обновлен список ВАК
- Обновлен список российских журналов в Scopus
Интервью по поводу…
В свой день рождения на вопросы пресс-центра ответила доцент кафедры психологии, педагогики и специального образования Ольга Николаевна Акиньшина. Выпускница исторического факультета нашего университета, она уже более 30 лет работает в вузе, работает в педагогических классах Липецкой области. Многолетний труд Ольги Николаевны отмечен почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации.
Чем для вас за столько лет стал университет?
Учитывая, что я окончила наш университет, то меня связывают с вузом очень большое количество лет! За это время я приросла душой и сердцем к этому месту, к людям, это по-настоящему мой второй дом. Меняются студенты, и меняемся мы вместе с ними, но неизменна атмосфера и студенческий дух.
Что Вас больше всего привлекает в профессии педагога и в работе в вузе?
Конечно же, студенты! Они разные, не похожие на нас: свободные, независимые, умные, дерзкие, творческие и всегда интересные для меня. Что касается работы в вузе, то здесь много творчества и свободы для деятельности.
Вы работаете с учениками в педагогических классах, как Вы считаете, школьники, которые мечтают стать учителем, отличаются от своих сверстников?
В какой-то степени. На мой взгляд, они коммуникабельные, хорошо формулируют мысли, имеют развитую эмпатию, как правило, это творческие натуры.
Вы преподаете психологию в школе. Расскажите, почему так важны уроки психологии в школе?
В школе сегодня существует множество учебных предметов и специальных курсов, на которых ребенок получает различные знания, но о том, что надо делать и как жить, чтобы не навредить своей психике, ему не рассказывают. А ведь это может помочь детям избежать многих проблем и даже трагедий. Необходимо помнить, что психическое, или, как его еще называют, душевное здоровье – это состояние благополучия, при котором человек может реализовывать свой потенциал, справляться с жизненным стрессом, продуктивно работать.
Сегодня в современном, динамично развивающемся мире, в огромном информационном потоке, в котором оказывается человек, очень важно со школьной скамьи заложить основы психологической грамотности: учить ребенка управлять своими эмоциями, взаимодействовать с близкими людьми, правильно выстраивая межличностные взаимоотношения, профессионально ориентировать и т.п.
Особенно это актуально для подростка в силу сложного переходного возраста, к тому же к этому времени обнаруживаются многие издержки воспитания, а с психологом (чаще не школьным) ребенок и родители, бывает, встречаются только тогда, когда проблемы находятся в глубокой стадии. Поэтому уроки психологии помогают ребенку лучше познать и почувствовать самого себя, научиться лучше понимать других и тем самым избежать многих проблем.
Какой должна быть психология в школе?
Однозначно сказать сложно, но данный курс должен обеспечивать знакомство с системой знаний в той мере, в которой это необходимо школьникам. Содержание дисциплины должно отвечать реальным запросам детей, а форма - быть приемлемой для эффективной практической работы. В школе психологические знания должны быть не абстрактно-научными, а житейски важными. Важно постараться не превратить психологию в топорный предмет с экзаменами и тестами, а сделать ее практико-ориентированной, чтобы ребенок мог получить реальную помощь.
Как Вы думаете, может ли школьник или студент в процессе учебы передумать становиться учителем? Что бы Вы им посоветовали?
Именно для того, чтобы раньше определиться с выбором профессии и существуют профильные классы. На мой взгляд, часто бывает важнее готовить школьников не по предметам ЕГЭ, а знакомить с психологическими аспектами работы. Например, ученики педагогических классов должны понимать, что учитель – это публичный человек, образец для подражания. Мы объясняем, что в педагогике часто нет готовых решений, нужно полагаться на знания, интуицию, опыт и самостоятельно принимать решения. Творчество, ответственность, эмпатия, постоянное обучение – обязательные составляющие педагога. И чем раньше школьник или студент поймут, насколько это его профессия, тем лучше.
Конечно, человек может понять и обратное. В таком случае посоветовала бы не рубить с плеча, хорошенько подумать, прислушаться к советам значимых для него людей, к самому себе, взвесить все за и против и принять решение. Всегда есть возможность поменять профиль, главное – заниматься тем, что любишь!
Учитель – это призвание или ремесло?
Мне кажется, это и призвание, и ремесло, это служение детям, делу в самом лучшем понимании этого слова.
Какие качества Вы считаете определяющими для педагога?
Прежде всего, духовно-нравственные качества, профессиональная компетентность и личный учительский талант.
Какие профессиональные или научные достижения Вы считаете самыми главными?
Говорят, учитель – это не тот, кто учит, а тот, у которого учатся. Не думаю, что могу говорить о достижениях, хочется надеяться, что мои старания хотя бы кому-то из воспитанников были полезны.
Какие у Вас есть увлечения?
Музыка – в ней гармония, красота, любовь…
Что Вы посоветуете сегодняшним студентам?
Всегда думать своей головой и иметь собственное мнение по любому вопросу. А еще – Любить по-настоящему.
Сотрудники, выпускники и обучающиеся ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского поздравляют Ольгу Николаевну с Днем рождения и желают крепкого здоровья, ежедневной радости от любимого дела, благодарных и отзывчивых учеников, внимания близких, счастья и благополучия!
04.05.2021