- «Региональная культура как компонент содержания непрерывного образования» -- ЛГПУ

«Региональная культура как компонент содержания непрерывного образования»

Региональная культура как компонент содержания непрерывного образования


18 апреля по инициативе ИПиО и  при участии ИКИ  состоялась Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Региональная культура как компонент содержания непрерывного образования», посвященная 70-летию Липецкого государственного педагогического университета имени П.П. Семенова-Тян-Шанского.

В работе конференции приняли участие больше ста человек – преподаватели вузов, сотрудники музеев, педагоги дополнительного образования, учителя, воспитатели дошкольных образовательных организаций, магистранты, аспиранты и соискатели, представляющие  различные регионы России  – Липецкую, Воронежскую, Рязанскую, Ростовскую, Московскую, Ленинградскую и другие области, а также ближнее и дальнее зарубежье – Приднестровье, Болгарию, Китай, Италию, Германию.

Со словами  напутствия участникам конференции выступили проректор по науке  профессор И.В. Бурмыкина  и  директор ИКИ В.И. Лукьянчиков. Они пожелали  продуктивного сотрудничества в обсуждении столь актуальной и близкой сердцу каждого проблем краеведения, региональной культуры в образовании. 

Далее были представлены доклады пленарного заседания, разнообразные по своей тематике. Все доклады отличались актуальностью, глубиной анализа проблемы. Особый интерес вызвали сообщение Г.В. Затонских,  главного библиотекаря отдела проектно-программной деятельности Липецкой областной детской библиотеки «Увлекательное краеведение: идеи детской библиотеки»,  и доклад Л.М. Ворона,  заместителя директора по развитию народного творчества областного центра культуры, народного творчества и кино  «О взаимодействии национальных традиций в мировом культурном пространстве (на примере реализации творческих проектов Липецкого областного центра культуры, народного творчества и кино)».

В заключение пленарного заседания прозвучали русские народные песни и песни донских казаков в исполнении детского ансамбля народной песни «Жемчужинка» под руководством С.А. Филипповой, старшего преподавателя кафедры музыкальной подготовки и социокультурных проектов ИКИ.

  Работа секций конференции проходила в формате педагогический Clublounge(клаб-лаунж), предполагавшем непринужденную обстановку, обмен мнениями, опытом, включавшем «педагогическую гостиную», круглый стол, мастер-классы с приобщением желающих к деятельности. В начале работы каждой секции обсуждались и выбирались те формы работы, которые были наиболее интересны участникам  конференции.

Секция «Социально-педагогические основы реализации регионального компонента в системе непрерывного образования» (руководитель – доцент Е.В.  Кузьмина) обобщила основные результаты научной деятельности по осмыслению теоретических вопросов и практических проблем влияния культурных феноменов региона на формирование содержания образования. Подведение итогов работы секции было проведёно в формате круглого стола. Участники пришли к выводу, что, несмотря на очевидную роль культуры в становление личности, её самореализации в течение всей жизни, образовательный потенциал региональной культуры не используется в должной мере при формировании содержания образования. Необходимо продолжить работу по психолого-педагогическому обоснованию региональной культуры как компонента содержания образования, обобщению и внедрению опыта её использования в непрерывном образовании.

Участники секции «Реализация регионального компонента содержания дошкольного и начального образования» (руководитель -  профессор  М.В. Лазарева) выбрали для обсуждения мастер-класс по использованию традиций региональной керамики в практике инклюзивного образования «Подарок» по мотивам игрушки традиционного гончарного промысла села Доброе Липецкой области, организованный С.Ю. Пастуховой, учителем специальной школы-интерната г. Грязи Липецкой области. Мастер-класс был проведен блестяще, вызвал большой интерес, а также ряд вопросов, связанных с технологией применения подобной работы с детьми разных возрастных категорий. Познавательным для участников был мастер-класс по елецкому кружеву, проведенный преподавателем кафедры дизайна ЕГУ им. И.А. Бунина Л.С. Шаталовой.

Секция «Реализация регионального компонента во внеурочной деятельности классного руководителя» (руководитель – доцент кафедры ДНО Г.А. Попова) в формате «педагогическая гостиная» активно обсуждала проблемы реконструкторского движения как средство воспитания интереса у подростков к региональной культуре, региональный компонент содержания образования в творческих и исследовательских проектах школьников и другие, актуальные для классных руководителей темы. В обсуждении приняли участие более 40 учителей г. Липецка.

Участники секции «Региональная культура как компонент содержания непрерывного художественного образования» (руководитель  – доцент кафедры  ИДД Г.М. Корякина)  обсуждали проблемы использования памятников культуры края в художественном образовании студентов и школьников.

Работа секции «Региональная культура в содержании вузовского образования, системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров» (руководитель – профессор кафедры ДНО А.Ж.  Овчинникова) включала в себя мастер-класс по использованию символики липецкой хохломы в развитии творческого воображения личности, проведенный Г.В. Никифоровой, учителем МАОУ СОШ № 29 г. Липецка.

В секции «Интеграция мировой, отечественной и региональной культуры в современном образовательном пространстве» (руководитель – доцент кафедры ДНО В.В. Абрамова) был организован уникальный мастер-класс по изготовлению кукольного приданого «Ильинский посад» Л.М. Люрис, заслуженным работником культуры Липецкой области, руководителем мастерской художественного текстиля «Основа» МБУК «Введенский поселенческий Центр культуры и досуга» Липецкой области.

Подводя итоги работы конференции, можно отметить  в качестве результата необходимость  усиления взаимодействия всех социальных институтов (музеев, библиотек и др.) и образовательных организаций в разработке технологических подходов к освоению региональной культуры в условиях непрерывного образования.

 

Региональная культура как компонент содержания непрерывного образованияРегиональная культура как компонент содержания непрерывного образованияРегиональная культура как компонент содержания непрерывного образования

24.04.2019



Поделиться: