- Конференция «Актуальность наследия Мастера: о творчестве и опыте работы Народного учителя» -- ЛГПУ

Конференция «Актуальность наследия Мастера: о творчестве и опыте работы Народного учителя»

На протяжении многих лет профессор ЛГПУ Г.В. Звездова занимается актуальнейшей проблемой проявления ментальности в русском слове. Проблема является рубежом, разделяющим разные подходя к преподаванию русского языка: утилитарный формальный или репрезентующий язык как космическую субстанцию, определяющую сущность ментальных процессов в обществе и природном мире.

Проведенная профессором Г.В. Звездовой межрегиональная научно-практическая конференция была посвящена анализу методик липецкого педагога-классика, внесшего огромный вклад в развитие науки о языке – профессора Б.Т. Панова: «Актуальность наследия Мастера: О творчестве и опыте работы Народного учителя».


Диалог, посвященный ментальности языковых процессов, проявившихся в творчестве конкретного педагога, традиционно собрал аншлаг: только с докладами изъявили желание выступить почти 40 человек. Среди слушателей были преподаватели вузов, техникумов и школ Воронежа, Мичуринска, Лебедяни, Доброго, Лев-Толстого, Грязей, а также учителя липецких школ № 1, 11, 20, 33, 77 и гимназий № 12 и 44.


Профессор Л.М. Кольцова в приветственном слове к участникам подчеркнула, что конференция ставит и разрабатывает проблемы государственной важности.

Гости из Рязани, подчеркивая актуальность поставленной проблемы, обратили особое внимание на значимость трудов Б.Т. Панова в развитии современных методик преподавания русского языка.

На пленарном заседании были поставлены и обсуждены следующие проблемы:

Актуальность наследия Б.Т. Панова в современном образовательном процессе. Просветитель и народный учитель (докладчики – доктор филологических наук, профессор Г.В. Звездова; руководитель национального исследовательского Мордовского педагогического института им. М.Е. Евсеева Т.П. Малявина, Саранск);

Отношение к родному языку – показатель нравственного состояния общества (к.и.н., доцент Г.А. Медведева; аспирант Н.В. Афанасова);

Гуманитарный фактор – ведущий ориентир в творчестве и деятельности Б.Т. Панова (доцент Л.П. Шопина);

Экология языка в современном языковом пространстве. Отношение Б.Т. Панова к данной проблеме (учитель гимназии № 19 С.М. Вишневская);

Концепция обучения русскому языку в отечественной методике (доктор филологических наук, профессор ВГУ Л.М. Кольцова; кандидат филологических наук Е.Н. Руднев).


Особый интерес аудитории вызвали доклады липецких педагогов С.М. Вишневской и Н.В.Страховой. В первом был дан обстоятельный анализ языковой этиологии в современном языковом пространстве. В связи с этим резкой критике был подвергнут ЕГЭ и его результаты. В докладе И.В. Страховой вполне обоснованно был поднят вопрос о переоценке современных новаций в преподавании русского языка, ибо многое в них подается без учета и анализа традиционной методики.


На секционных заседаниях учителя искренне и страстно обсуждали проблемы сегодняшней школы и роль языка в становлении отечественного образа мыслей и чувствований подрастающего поколения.

Секция «Теоретические основы организации и способов преподавания русского языка» обсудила особенности теоретической базы методики профессора Б.Т. Панова, традиции и новации в преподавании, стилистические аспекты языка.

Секция «Типы и структура уроков русского языка в школе» проанализировала особенности написания сочинения-рассуждения, специфику межпредметных связей на уроках, вопросы организации контроля знаний учащихся.

Секция «Активизация учебного процесса в школе» рассмотрела особенности проведения комбинированных уроков, практику написания тематических вечеров, а также театральные формы работы.

Задачи школьной периодики и тематические вечера стали предметом обсуждения секции «Внеклассная работа по русскому языку».

Пятая секция занималась методическими проблемами.


Особый интерес присутствующих вызвал круглый стол «Традиции русской словесности в современной школе», руководили которым профессор Г.В. Звездова, доцент РГУ М.В. Сомова (Рязань) и учитель лицея с. Долгоруково Е.Н. Карташова.

Активное участие в диалоге приняли Грибцова В.И. (с. Доброе), Хорошилова Т.В. (к.п.н., доцент кафедры педагогики ЛГПУ), Охват О.В., Колчева Е.А. Клокова О.В.(Елец), Назарова Е.В., Титова Т.В., Данилова Г.В., Москвина Л.Л. (Липецк, гимназия № 12) и др


Настоящим подарком для участников конференции стал открытый урок «Образ Родины в творчестве С. Есенина: «Я покинул родимый дом», проведенный студенткой 4 курса ИФ О.А. Веретенниковой с учащимися 5-Г класса гимназии № 12. Талантливая студентка просто очаровала аудиторию своей любовью к творчеству великого поэта, преданностью профессии и эмпатичностью. Присутствующие отметили наличие собственного стиля, превосходную подготовку и харизму юного педагога.


Основную мысль конференции выразила в приветственном письме к участникам профессор Т.В. Краснова (Елец):

«Русский язык является культурным наследием мировой цивилизации, частью его истории. Русский язык – это достояние нашего народа, и это нас ко многому обязывает в современной ситуации.

Кто, если не мы, – преподаватели, верой и правдой служившие русскому языку всю жизнь, молодые ученые, ставшие на этот путь, студенты – только начинающие это великое и трудное дело, будем нести высокую миссию по его сохранению!»



Молчат гробницы, мумии и кости,
–Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.



И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь,
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный – речь!

<i>Иван Бунин</i>

Иван Бунин






   







   












16.05.2016



Поделиться:   
«Актуальность наследия Мастера: о творчестве и опыте работы Народного учителя»" data-image="https://lspu-lipetsk.ru/images/News/Rodnaya_Rech_14.jpg" data-description="

На протяжении многих лет профессор ЛГПУ Г.В. Звездова занимается актуальнейшей проблемой проявления ментальности в русском слове.">