Фраза дня
Нет стремления более естественного, чем стремление к знанию.
Мишель де Монтень
Наука
Экспертные,консалтинговые,
научно-методические
услуги
- Национальный проект «Наука и университеты»
- Междисциплинарная научно-образовательная олимпиада школьников «Малая академия наук «НИКА» (2024 год)
- Наиболее значимые публикации
- Серия вебинаров о библиометрии и продуктах Clarivate Analytics и практические рекомендации по публикации в международных журналах международной базы научного цитирования Web of Science
- Регистрация на мероприятия
- Обновлен список ВАК
- Обновлен список российских журналов в Scopus
С Юбилеем, Вячеслав Петрович!
В свой юбилей на вопросы пресс-центра ответил заведующий кафедрой технологии и технического творчества Института естественных, математических и технических наук Липецкого государственного педагогического университета им. П.П. Семенова-Тян-Шанского, доктор педагогических наук, профессор Вячеслав Петрович Тигров.
- Вячеслав Петрович, как Вы стали педагогом?
- Педагогом стал совершенно случайно. Сначала хотел стать летчиком, потому что рос в селе рядом с военным аэродромом, бегал туда и смотрел, как взлетают самолеты. Но потом, к сожалению, у меня случилась болезнь. В результате мне нельзя было уже выбирать эту профессию.
Когда встал вопрос «Куда поступать?», то многие вузы, в том числе и политехнический, видя мою справку о состоянии здоровья, просто отказали. Последняя надежда была на педагогический вуз. Когда я пришел в этот вуз, я увидел странную аббревиатуру из трёх букв ИПФ. Меня заинтересовало «Что это такое?». На моё счастье попался довольно общительный человек, который принимал документы, и он мне рассказал, что это интересная профессия, иметь свою мастерскую с наличием оборудования, фрезерного станка, токарного станка.
Мне это понравилось, потому что мы с детства вместе с двоюродным братом конструировали аэросани и различные устройства. Сами удивлялись своим достижениям и удивляли своих друзей. Аэросани – это самая интересная поделка, зимой практически с неё не сходили!
Когда предложили стать именно учителем труда, то, в принципе, меня только единственный вопрос волновал, подойду ли я по медицинским показателям. Мне сказали, что это не важно.
Дальше было интересно учиться. Учились мы с по сокращённой программе 4 года на инженера с педагогическим уклоном или педагога с инженерным уклоном. Сопроматы, теория механизма машин, все там было, и я успешно справлялся с обучением. Кроме того, с первых дней я участвовал практически во всех видах самодеятельности, но со второго курса пришлось пойти работать и организовать кружок технического творчества. Когда мои школьники стали занимать первые места на различных смотрах, для меня это были большие результаты.
Благодаря этим результатам меня пригласили в аспирантуру. Я уже работал учителем трудового обучения, но согласился и пришел сюда в институт старшим лаборантом. Поступал в московскую аспирантуру старшим лаборантом, ну, а закончил уже кандидатом педагогических наук.
- Вы, изобретатель, учитель, много лет руководите кафедрой, под Вашим руководством выпускаются студенты. Скажите, за это время студенты изменились?
- Нет! Я бы сказал, студенты не изменились. Люди все те же, изменилось содержание вокруг людей и изменились доминанты интересов, появились отвлекающие факторы в виде интернета, в виде различных гаджетов. Нельзя не сказать, что это внесло определённую лепту в обучение студентов.
Сейчас что интереснее? Интереснее конструировать что-то сидя в мастерской или просто играть в интересную игру в интернете. Конечно, в интернете проще сидеть, чем чего-то добиваться, но этим и интересна педагогическая специальность. Нам нужно что-то придумать, и мы над этим работаем, чтобы технологическое образование стало интереснее. И мы это добились! У нас есть прекрасное направление, которое мотивирует и студентов, и школьников к изобретательской деятельности – инновационная проектная деятельность. К слову сказать, изготовление скворешника или изготовление табуретки никак не мотивирует нашего школьника, потому что это все обыденно, это все давно известно. А вот сделать действительно стоящее изобретение, сделать объект, который на производстве продвинет вперёд производство и экономику, даст прибыль – это дорогого стоит!
Опять же не следует стесняться давать возможность и детям, и студентам зарабатывать деньги за счёт интеллектуального труда. И это у нас тоже получается! На сегодняшний день у нас практически сорок предприятий, которые работают по патентам, в которых приняли участие школьники и студенты. И это здорово! И школьники, и студенты получили определенное финансирование и поездки на международной уровень.
Это Тайвань, Хорватия, Московской международной салон промышленной собственности «Архимед», где дети получают призовые места. На сегодняшний день, если судить по олимпийский меркам, то наши «юные кулибины» где-то тридцатикратные чемпионы мира в области изобретательства! И самое главное, что сегодняшние дети ни чуть не хуже тех детей, которые были тридцать лет назад, с которыми я начинал работать в кружке технического творчества. Самое главное, что нам нужно самим тоже совершенствоваться и искать какие-то мотивационные интересные зацепки, которые могут разбередить творчество школьников, разбередить душу, школьника. Именно желание заниматься полезным, нужным трудом для общества.
- Вячеслав Петрович, Вы автор многочисленных статей об изобретательстве, о различных достижениях в области технического творчества, вы автор книг. Какие бы три книги Вы посоветовали прочесть каждому человеку?
- Прежде всего, это наш коллективный труд «Основы изобретательской деятельности», где изложены основные аспекты, которые необходимы ребенку для того, чтобы освоить изобретальское дело. Кроме того, у меня есть несколько книг в стихах, которые посвящены определенным моментам моего детства, но с перспективой для нынешних детей. Это книги с различными творческими задачами «Путь к успеху» и «Путь к творчеству». Две книги, которые интересны будут для ребят.
И одна из книг, которая тоже в стихах, написана для девчонок – это изготовление мягкой игрушки. Здесь очень много материала, который предназначен для активизации творческой деятельности, для развития творческих способностей ребенка.
Эти книги интересны и стоит отметить, что отдельные элементы из этих книг мы используем на уроках со школьниками в ИЕМиТН «Новатор».
- Если бы имели возможность встретиться с самим собой маленьким, чтобы Вы себе сказали?
- Не терять время на бесполезные вещи, заниматься изобретательством, творчеством, таким, которое востребовано именно для общества. Слишком много времени потеряно было мной на изготовление объектов, которые интересовали только меня. Я понимаю, что сегодня объекты, которые нужны общественности, намного важнее и намного нужней.
- Помимо работы есть обычная жизнь, в жизни есть хобби и увлечения. Какие у Вас увлечения?
- Рыбалка, поездки на природу, собирание грибов и т.д. Я сам деревенский парень и для меня общение с природой очень многое значит. Я не люблю городской жизни, жизни в квартире, в четырех стенах. Мне обязательно надо куда-то на природу. Общение с природой очень многому учит, особенно если знаком с изобретательством. Природа самый лучший изобретатель, и здесь надо просто иногда подглядывать в природу, как решаются задачи, и переносить их в жизнь человека. Поэтому общение с природой – это самое-самое интересное, самое лучшее, что есть.
- Вы, безусловно, успешный человек. Вот скажите, успех это успех, везение или работа над собой?
- Я бы сказал, что успех – это работа над собой. Причем работа не за деньги, а работа для того, чтобы у твоих друзей было все хорошо.
- Сегодня в ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского много студентов познают профессии, и совсем скоро будет выпуск молодых специалистов. Чтобы Вы пожелали и посоветовали современным выпускникам Липецкого педагогического?
- Прежде всего, творческих успехов! И свою жизнь, я бы советовал всем, абсолютно всем, и выпускникам, и студентам, и взрослым людям, связывать с творческими делами. Творчество везде, в стихах, в литературе, в техническом направлении. Жизнь с творчеством всегда приносит удовлетворение.
- Наступивший год юбилейный для университета. Что бы Вы пожелали родному вузу?
- Чтобы университет развивался, и чтобы как можно больше было аспирантов, которые своими трудами радовали бы университет, радовали бы общество. И самое главное, чтобы их труды были полезны для всего общества всей России.
Уважаемый Вячеслав Петрович!
Примите самые искренние поздравления от всех студентов, преподавателей и сотрудников! Мы желаем Вам массу идей, неиссякаемой энергии, креативных решений, масштабных планов и блестящих побед. Пусть любимая работа всегда приносит радость и удовольствие! Пусть рядом всегда будут любящие и верные люди, которые не устанут гордиться Вами, заряжать силами и отличным настроением! Крепкого здоровья Вам, покоя в душе, улыбок и приятных мгновений!
С Юбилеем, Вячеслав Петрович!
12.02.2024