Фраза дня
Нет стремления более естественного, чем стремление к знанию.
Мишель де Монтень
Наука
Экспертные,консалтинговые,
научно-методические
услуги
- Национальный проект «Наука и университеты»
- Междисциплинарная научно-образовательная олимпиада школьников «Малая академия наук «НИКА» (2024 год)
- Наиболее значимые публикации
- Серия вебинаров о библиометрии и продуктах Clarivate Analytics и практические рекомендации по публикации в международных журналах международной базы научного цитирования Web of Science
- Регистрация на мероприятия
- Обновлен список ВАК
- Обновлен список российских журналов в Scopus
В университете прошел II Международный научный форум, посвященный памяти профессора С.П. Баранова
26 и 27 октября в Липецком государственном педагогическом университете имени П.П. Семенова Тян-Шанского в смешанном режиме состоялся II Международный научный форум «Гносеологические основы образования», посвященный памяти профессора С.П. Баранова.
На форуме было представлено 136 докладов. Его участниками были академики, доктора наук, кандидаты педагогических наук, преподаватели вузов, учителя школ, магистранты, бакалавры, аспиранты, докторанты, среди них 25 профессоров.
Онлайн осуществлялась связь с городами: Москва, Санкт-Петербург, Елец, Воронеж, Луганск, Пенза, Саратов, Череповец, Екатеринбург, Ульяновск, Биробиджан (Россия) и Верона (Италия), Благоевград, София (Болгария), Минск (Белоруссия), Цидао, Сиань, Сыпин (Китай) и с государствами Греция и Сербия.
С приветственным словом выступили:
- директор Института психологии и образования Липецкого государственного педагогического университета имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, к.п.н., доцент, Л.М. Тафинцева;
- директор Института детства заведующей кафедрой логопедии Московского педагогического государственного университета, д.п.н., доцент Алмазова Анна Алексеевна;
- декан факультета начального образования Московского педагогического государственного университета, к.п.н., доцент М.А. Олейникова;
- зав. кафедрой дошкольного и начального образования Липецкого государственного педагогического университета имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, д.п.н., профессор М.В. Лазарева;
- доцент кафедры теории и практики начального образования Московского педагогического государственного университета, к.п.н., доцента, главный редактор журналов – информационных партнёров Форума, в, том числе, входящих в перечень ВАК РФ, С.В. Яковлев.
Пленарное и секционные заседания позволили раскрыть понимание концепции профессора С.П. Баранова с позиций: гносеологического обоснования процесса образования в высшей школе; систематизации чувственного опыта личности; соотношения модели и оригинала в образовании младших школьников; развивающего обучения в начальном общем образовании; воспитания во внеурочной деятельности младших школьников; качества образования и развития личности; преемственности дошкольного и начального образования.
На Форуме были представлены различные направления реализации идей выдающегося учёного, в частности: Субетто, д.ф.н., д.э.н., профессор); гносеологической природы метапредметных результатов освоения программ начального образования (Е.Н. Землянская, д.п.н., профессор); возможностей цифровых образовательных ресурсов для практики обучения: от технологических решений до трансформации (Л.В. Ковтуненко); нетрадиционная организация лекционных занятий по фундаментальным дисциплинам при подготовке учителя начальной школы (Т.А. Соловьева, д.п.н., профессор); вариативность образования и музейной (М.Я. Ситниченко, д.п.н., профессор), объекта модернизации (Н.Н. Пачина, д.п.н., профессор); особенности обучения студентов подходам к решению педагогических кейсов (Л.К. Веретенникова, д.п.н., профессор); правовой аспект проекта «Экопроф-Лесные кадеты» (В.П. Кузовлев, д.п.н., профессор; Н.В. Кузовлева, д.п.н., Е.В. Барабанщикова и др.); эволюция развития личностно-профессиональных качеств будущего педагога (А.С.Фетисов, д.п.н.(Л.В. Ковтуненко, д.п.н. доцент, И.Г. Алмазова, к.п.н., доцент); гносеологическое понимание пространства и времени в обучении с позиций управления чувственным познанием, (Л.И. Бурова; д.п.н., профессор, С.Б. Барашкина; к.п.н., Н.Г. Куприна; д.п.н., профессор, Э.П. Комарова, д.п.н., профессор; А.Ж. Овчинникова, д.п.н., профессор; Л.П. Печко, д. филос.н. профессор, Н.Г. Куприна и др.); методическая подготовка студентов при изучении различных предметов (В.И. Абрамова, к.п.н., доцент; Е.В. Борисова, к.п.н., доцент; М.А. Олейникова, д.п.н., профессор; Е.Е. Морозова, д.биол.н., доцент; А.С. Петелин, д.п.н., профессор, И.В. Тигрова, к.п.н., доцент; Е.В. Филиппова, к.п.н., доцент; Г.А. Попова, к.п.н, доцент; О.Е. Шаповалова, Л.З. Цветанова-Чурукова, д.п.н., доцент, д.психол.н; к.п.н, доцент; А.Л. Чекин д.п.н., профессор; Л.Н. Якименко, к.п.н, доцент); дошкольное образование детей, его цифровизация (Федина Н.В. к.п.н, доцент, Г.П. Новикова, д.п.н., д.психолог.н., профессор; М.В. Лазарева, д.п.н., доцент; Л.М. Звезда, к.п.н., доцент; О.Б. Мазкина, к.п.н., доцент; Т.В. Тарасенко, к.п.н., доцент).
В рамках Форума преподавателями МПГУ (Е.Н. Землянской, д.п.н., профессор, М.Я. Ситниченко, к.п.н., профессор; М.А. Олейниковой, к.п.н., доцент; Т.А. Живодровой, Т.А. Саломатиной) была организована дискуссионная площадка: «Методологические подходы к изменению структуры и содержания подготовки педагога современной системы начального образования», на которой были осуждены следующие вопросы: «О подготовке студентов к решению задач исторического просвещения: опыт и перспективы межфакультетского и межкафедрального взаимодействия»; «Проектирование программы базового высшего образования "Начальное образование и История" (в рамках пилотного проекта МПГУ)»; «Вопросы исторического просвещения в рамках подготовки будущего учителя начальной школы к работе по формированию лексикографической компетенции младших школьников»; «Становление и развитие магистратуры по направлению «Педагогическое образование»; «Практическая подготовка бакалавров»; «Гносеологический анализ художественного текста как метод обучения будущих учителей начальных классов педагогической рефлексии».
На Форуме была представлена работа двух круглых столов. На круглом столе «Современные образовательные технологии раннего развития детей: проблемы и перспективы в условия реализации ФОП ДО», проводимым преподавателями кафедры дошкольного и начального образования, ЛГПУ имени П.П Семенова-Тян-Шанского ( Н.В. Фединой, ректором университета, М.В. Лазаревой, д.п.н., доцентом, Л.М. Звезда, к.п.н. доцент, Т.В. Тарасенко, Г.А. Поповой и др.), обсуждались следующие вопросы: «Повышение компетенций педагогов ДОО как условие успешной реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования». «Совершенствование компетенций педагогов ДОО в области применения образовательных технологий раннего развития детей»; Технологии взаимодействии ДОО и семьи как условие реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования; «Педагогические условия взаимодействия ДОО и семьи по реализации здоровьесберегающих технологий в старших группах ДОО»; «Особенности развивающей предметно-пространственной среды ДОО условие реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования»; «Повышение компетенций педагогов ДОО в применении современных образовательных технологий речевого развития детей раннего возраста».
На круглом столе «Методологические и теоретические подходы в изучении психолого-педагогических факторов успешности освоения образовательной программы учащимися группы риска с трудностями в обучении», проводимым кафедрой преподавателями кафедры психологии, педагогики и специального образования, В.К. Елисеевым, д.п.н., профессором, О.В. Бородиной, к.п.н., доцентом; Е.А. Коростелевой к.п.н., доцент; Е.В. Кузьминой, к.п.н., доцентом; Т.Б. Хорошиловой, , к.п.н., доцентом. Были обсуждены следующие вопросы: «Личность педагога в воспитании младшего школьника». «Идея народности воспитания в процессе формирования этнокультурной идентичности младшего школьника». «Педагогические условия нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста». «Особенности работы вожатого РДДМ с детьми младшего школьного возраста».
Следует также отметить, что в рамках Форума были проведены две открытых лекции, которые прошли с большим успехом.
Лекция «Творчество, жизнь, здоровье и гармония: креативная онтология», лектор, А.И. Субетто, профессор кафедры общественных наук Северо-Западного института управления РАНХиГС при Президенте РФ, Заслуженный деятель науки РФ, Лауреат Премии Правительства РФ, профессор РГПУ им. А.И. Герцена, Почетный президент Ноосферной академии наук, первый вице-президент Петровской академии наук и искусств, вице-президент Международной ассоциации выживания человечества (ЮНИСЕФ-ЮНЕСКО), председатель Философского Совета Русского Космического Общества, действительный член Российской академии естественных наук, Европейской академии естественных наук, Академии философии хозяйства, Международной академии психологических наук, почетный профессор Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого, член Президиума Международного Высшего ученого Совета, Лауреат Международной Золотой Медали Мира Махатмы Ганди.
Автор убедительно осветил механизмы творчества, которые влияют на состояние здоровье, гармонию человека на основе синтетической цивилизационной концепции, которая раскрывает сложную логику тех преобразований, которые связаны с творчеством, его онтологией.
Лекция Т.И. Соловьевой, д.п.н, профессора кафедры образовательных технологий Псковского государственного университета на тему: «Основные позиции технологии интеллектуально-развивающего обучения младших школьников», позволила раскрыть следующие принципы авторской технологии обмена субъективным опытом между учителем и учащимися; принцип сопряженной реализации образовательной и развивающей функций урока; подготовка успешности обучения за счет антиципации (предвосхищения) искомого и другие. Лекция была богато иллюстрирована развивающими интеллект школьника заданиями и получила высокую оценку преподавателей кафедры дошкольного и начального образования.
Большой интерес вызвала работа лаборатории инновационных технологий GRAND PARKа, в которых были представлены эссе, конкурсы проектов и научных статей, мастер классы, проходили в смешанных (очном, offline и online) форматах. В них приняли участие студенты Липецкого, Московского, Саратовского, Псковского, Череповецкого, Благоевградского и др. университетов.
Были представлены:
- проекты: «Глазки смотрят, а слезки льются» (Е. Перекрест, студент. Научный руководитель: д.п.н., профессор Овчинникова А.Ж., Липецкий государственный педагогический университет, имени П.П. Семенова-Тян-Шанского) «Формирование ценностей экологической безопасности у старших подростков в учебно-воспитательной деятельности» (М.А. Самохина, магистрант. Научный руководитель: д.п.н., профессор Соловьева Т.А., Псковский государственный университет). «Гражданско-патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста при помощи техники художественного войлока (сухое валяние из шерсти)» (Д.М. Загородников, А.А. Ильченко Алёна Александровна, Соломатина А.А., студенты. Научный руководитель: cт. пpeподaвaтeль Черкасова Е.С., Московский педагогический государственный университет. «Систематизация ноосферных образов на примере мероприятия ко Дню космонавтики» (Т.В. Шерстюк, студент. Научный руководитель: д.п.н., профессор Овчинникова А.Ж., Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, г. Липецк, Россия);
- мастер классы: «Формирование графических, каллиграфических и орфографических умений первоклассников при работе по прописям в систематическом курсе русского языка в первом классе»; «Возможности тематического словаря русского языка в организации работы по развитию речи дошкольников и младших школьников». (Л.С. Саломатина, к.п.н., доцент (Московский педагогический государственный университет,); «Театральные технологии по системе К.С. Станиславского» (Е.С.Черкасова Екатерина Сергеевна, ст. преподаватель студенты МПГУ и ЛГПУ). «Использование символики «Цветка жизни» в оформлении внутреннего пространства» (Г.В.Никифорова, учитель, МАОУ СОШ №29, соискатель. Научный руководитель: д.п.н., профессор Овчинникова А.Ж., Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского. «Метпредметность на уроках химии». О.В.Теплова, учитель, соискатель, МАОУ СОШ №64 г. Липецк, Россия; МБОУ им. Л.Н. Толстого Лев-Толстовского района; соискатель. Научный руководитель: д.п.н., профессор Овчинникова А.Ж., Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского. Моделирование исторических событий на основе «социальной памяти о войне» (К.М. Скиданова, магистрант. Научный руководитель: д.б.н., доцент Морозова Е.Е., Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского). Твоя игра. Е.А. Левищева студент. Научный руководитель: д.п.н., профессор Овчинникова А.Ж., Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского,
Гостям Форума была показан музей исследований, которым руководит д.п.н., доцент В.П. Тигров, который вызвал большой интерес у участников Форума.
Мы благодарим ректора Липецкого педагогического государственного университета, к.п.н., доцента, Н.В. Федину; проректора по научно-методической работе, д.соц.н., профессора Липецкого педагогического государственного университета И.В. Бурмыкину; директора Института психологии и образования, к.п.н., доцента Л.М. Тафинцеву, зам директора института психологии и образования к.п.н., доцента М.В. Козуб, зав кафедрой дошкольного и начального образования, М.В. Лазареву и всех преподавателей кафедры дошкольного и начального образования за чёткую организацию научного форума.
Желаем дальнейшего успеха участникам Форума!
Программа_ МНФК_2023
29.10.2023