События -- ЛГПУ

Киноклуб «Ностальгия» открывает «Летние киноканикулы-2017»


Проводится 02 июля 2017 г.


Начало: в 18:00


Киноклуб «Ностальгия» приглашает… Каждое июльское воскресенье в 18-00 мы отправляемся в путешествие по странам и во времени. Первая остановка: американское кино 50-60-ых! Будьте с нами!

 

РИМСКИЕ КАНИКУЛЫ (УИЛЬЯМ УАЙЛЕР, 1953)

 

“Выражение «Roman holiday» стало крылатым среди англичан и американцев еще в ХIX веке, благодаря поэме Байрона «Чайльд-Гарольд» (1818), в которой есть строки о гладиаторе, зарезанном на забаву Риму («batcher’d to make a Roman holiday!»). По сути своей фраза означает «страдания на забаву Риму», но советские переводчики проигнорировали эту очевидную аллюзию, которая играет трагическими нотками и придает совершенно иную смысловую окраску фильму. Вообще дубляж способен полностью изменить восприятие картины, поэтому при просмотре оригинальной версии, то есть той, что была задумана режиссёром и воплощена на экране прекрасными операторами и актёрами, зрителя порой ожидает некоторое потрясение. Вечный город не без иронии наблюдает за героями, затеявшими опасную игру, на первый взгляд кажущуюся забавной. Она – принцесса, которой надоела рутина и лицемерие дворца, лжёт ради приключений. Он – журналист, циник, игрок, готовый пойти на всё ради карьеры. Эти двое явно стоят друг друга. Единственное, что не учли – любовь. А с любовью приходит боль и страдания от невозможности сказать правду, поскольку заигрались. Любовь должна быть уничтожена «на забаву Риму». Актёры невероятно искренне лгут за своих героев, это и подкупает. Как говорится, «я знаю, что ты знаешь, что я знаю»… А потом приходит отчаяние, поскольку они убивают любовь, каждый впервые. Принцесса не случайно в сцене на мосту называет несуществующий адрес – Колизей. Колизей – место зрелищ и расправы. И слёзы подступают к горлу. « - Я не знаю, как прощаться, что сказать. – Ничего не надо…». Рим – Вечный город, полноправный участник действия - невероятно красив. Уайлер, кстати, напрочь отказался снимать Рим в павильонах Голливуда. Он даже сумел подвести под своё решение материальную базу – можно было воспользоваться для съёмок деньгами компании Парамаунт в Европе, которые невозможно было перевести в американские банки. И фильм стал первой голливудской картиной, полностью снятой в Риме. В Европе. Уильям Уайлер (Вильгельм Вайлер) – немец. Так же как и выдающийся оператор Франц Планер. Второй гений камеры – Анри Алекан – француз. Американцем из авторов фильма являлся только сценарист и писатель Далтон Трамбо, но его нельзя было упоминать в титрах. Вот отсюда и фраза, которую мы не один раз слышим в фильме по радио: «Голос Америки передает из Рима». Рим, снятый с тщательностью Алекана и любовно, как снимал Планер, стал предметом ещё большего интереса людей со всего мира. В кадры попали потрясающие достопримечательности, на фоне которых искренность истории только усиливается. Крупные планы Одри, её эмоции, её отношение к происходящему Планер буквально выхватывал камерой. Влюблённость его камеры в Одри очевидна. И это только их первая работа, позже будут «Детский час», «Завтрак у Тиффани» и гениальная «История монахини». Анри Алекан со свойственным ему перфекционизмом идеально воплощал красоту и величие Рима (почти через 35 лет он так же невероятно будет снимать Берлин). Он выстраивал каждый кадр и очень не жаловал импровизацию, которая в картине всё же присутствует. И вот чёрно-белый фильм заиграл всеми цветами жизни, раскрасил эмоциями, тонкими поэтическими подтекстами, окутал горечью и остался с нами навсегда трогательной и очень глубокой историей неслучившейся любви, которая совершенно не терпит лжи и фальши” (Е.А.Бондарчук).

 

БОННИ И КЛАЙД (АРТУР ПЕНН, 1967)

 

“«Клайд был вожаком, Бонни писала стихи… Бак рассказывал солёные анекдоты и таскал с собой «кодак». Бланш была дочерью священника и затыкала уши во время перестрелок. Они играли в «дурачка» и беспрестанно фотографировали друг друга. Всего они убили 18 человек. Это была самая странная и обречённая банда, о которой вы когда-либо слышали». Такова была аннотация на этот фильм в одной из лондонских газет того времени. В ней как нельзя лучше отразилось то, что вместил в себя фильм. Это и лёгкая ирония режиссёра по отношению к его героям – обычным средним американцам с их заурядным миром интересов и мечтой «стать знаменитостью не хуже кинозвёзд». И одновременно констатация страшного факта, что именно эти симпатичные ребята, а не какие-нибудь злодеи и садисты, убили 18 человек. И в то же время нотки обречённости, которые придают фильму балладно-романтический оттенок. Критики часто проводят параллель между картиной Артура Пенна и французской «новой волной» – его герои действительно живут «на последнем дыхании», постепенно всё больше осознавая, что каждый их новый день может оказаться последним. «Бонни и Клайд» стал, по сути, знаковым фильмом в истории США, с которого зачастую начинают отсчёт современного этапа в истории Голливуда. Оценка героев фильма была неоднозначной. Одни упрекали Пенна в том, что он положил начало поэтизации гангстеров, сделав из них романтических героев. Другие, напротив, видели в фильме прообраз молодёжного протеста 1968 года, а в его героях бунтарей против устоев общества. Но послушаем самого режиссёра: «В моей трактовке фильма есть значительная доля иронии. Очень часто я снимаю какую-нибудь сцену, чтобы заставить зрителя поверить во что-нибудь, правдоподобность чего я опровергаю в следующей сцене… Это история о весьма несложных и не очень тонких людях. Это просто история людей, жаждущих деятельности, мало отдавая себе отчёт какой именно деятельности и почему». Пенн совсем не идеализирует своих героев. Он показывает как обычные люди, превращаются в безжалостных убийц, за которыми тянется шлейф преступлений. Они просто не видят другого способа самовыражения. Недаром их мечта о честной жизни выглядит примерно так: «жить в одном штате, а грабить банки в другом». Пройдёт совсем немного времени и появятся молодёжные организации, которые будут оправдывать свои преступления политическими мотивами (вспомним хотя бы самую известную из них – «Красные бригады»). То, что мы видим на экране, это не просто ретро-фильм или романтическая баллада. Совершенно точно написал о нём известный кинокритик Роджер Эберт: «Вполне вероятно, что пройдут годы и «Бонни и Клайд» будет рассматриваться как определяющий фильм 60-х, который показывает с грустью, юмором и незабываемыми деталями то, к чему пришло общество. Тот факт, что история произошла 35 лет назад, ничего не значит. Она могла произойти когда угодно. Но фильм сделан сейчас, и он про нас». И эти слова совершенно справедливы и сейчас, через 50 лет после выхода фильма на экраны” (Е.М.Литвина).

 

Все подробности наших встреч на странице мероприятия: https://vk.com/summer_film_vacation_2017

 

Ведущий: руководитель киноклуба «Ностальгия», к.п.н., доцент, и.о. заведующего кафедрой лингвистики и межкультурной коммуникации А.А.Люлюшин.

 

Вход свободный.