Институт
естественных, математических и технических наук
Институт
филологии
Институт
психологии
и образования
Институт
истории, права
и общественных наук
Институт
культуры
и искусства
Институт
физической культуры
и спорта
ЭЛЕКТРОННАЯ ПРИЕМНАЯ РЕКТОРА


Фраза дня

Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а для того, чтобы будить чужую.

В. О. Ключевский
 

Виссарион Белинский

https://vse-shutochki.ru/citata/3752

 




Наука

Экспертные,
консалтинговые,
научно-методические
услуги








Интервью по поводу…


В день своего рождения на вопросы пресс-центра ответил Сергей Алексеевич Никитенков – преподаватель института культуры и искусства ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского (долгое время – заведующий кафедрой изобразительного искусства художественно-графического факультета). За 40 лет работы в университете преподавал почти все дисциплины, связанные с изобразительным искусством: рисунок, живопись, композицию, скульптуру, пластическую анатомию. Автор почти сотни статей в местных и российских научных сборниках. За многолетний труд отмечен множеством наград: Почётной грамотой Министерства общего и профессионального образования РФ, почётным знаком «За заслуги перед Липецким государственным педагогическим университетом», Почетной грамотой администрации Липецкой области, знаком «Почетный работник высшей школы», юбилейной медалью «Во славу Липецкой области», медалью П.П. Семенова-Тян-Шанского «За заслуги перед университетом».

 

Сергей Алексеевич, когда Вы поняли, что хотите связать свою жизнь с творчеством? Вы занимались в детстве в художественной школе?

Я любил рисовать с детства. Наверное, получалось неплохо, взрослые меня хвалили. Хотя бывал собой недоволен. В селе Слобода (сегодня пос. Пржевальское) Смоленской области, где вырос, не было художественной школы, были только школьные кружки. Но у нас были очень живописные места, там проходили летние практики – пленэры – у студентов Смоленского пединститута. Мы с друзьями смотрели и учились. Были свидетелями очень интересных мероприятий, когда собиралось много настоящих художников, и буквально под каждым деревом рисовали. Это и были мои первые уроки, которые породили интерес к художественно-педагогической работе.

 

Вы мечтали стать педагогом или художником?

Я сразу был нацелен на профессию учителя. В педагогический вуз у меня были реальные шансы поступить, а для профессионального художественного образования мне не хватало подготовки. Поступил на художественно-графический факультет Смоленского государственного педагогического института. К 3 курсу я, как и многие ребята из глубинки, догнал студентов из города с хорошей спецподготовкой.

 

Что вам больше нравится – творить или преподавать?

Меня больше интересует теоретическая сторона искусства. Преподавание невозможно без рефлексии. Всю жизнь я занимаюсь тем, что учусь переводить язык искусства на язык педагогики.

 

Вы преподаете живопись школьникам и студентам, видите ли разницу?

Некоторое время я работал в школе. Сейчас веду предпрофессиональную программу «Живопись» в институте культуры и искусства. Преподаю рисунок школьникам от 10 до 15 лет. Большой разницы между школьниками и студентами не вижу, со всеми работаю серьезно, не по-детски. Единственное, дети свободнее и видят многое по-своему, по-другому. И результат у них виден быстрее, так как начинают они практически с нуля.

 

Можно ли из любого ребенка сделать художника?

В последнее время склоняюсь к мысли, что все-таки должны быть задатки и способности, которые требуют для своего высшего проявления усердного труда.  Но учить надо всех. Только постигая на практике азы искусства, можно открыть для себя музеи, картинные галереи, выставки. Задача приобщения к искусству – одна из главных в работе с детьми и требует высокого профессионального подхода.

 

Все знают о Ваших доверительных отношениях со студентами, как Вам это удается?

Конечно, у молодых педагогов в этом смысле бонус – маленькая возрастная разница, понятные и даже общие интересы. Я никогда специально не ставил перед собой задачу выстраивать какие-то особенные отношения со студентами. Главным считаю серьезный разговор об искусстве, о творчестве. А действительно доверительные отношения с учениками складываются в силу того, что в обучении искусству много индивидуальной работы.

 

Как Вы отдыхаете?

Живу с девизом, что отдых – это смена деятельности. Хорошо, когда выпадает возможность творческой деятельности. Времени на личное творчество немного. Только летом, в отпуске, удается выехать на пленэр и посетить интересные живописные места. Окружающие пейзажи вдохновляют, и я пишу этюды, рисую с натуры.  Стараюсь посещать картинные галереи и музеи. Это позволяет чувствовать и понимать ритм художественной жизни. Именно так и отдыхаю.

 

Что Вам больше всего нравится в работе в вузе?

Работа в вузе – творческая. Это возможность художественного творчества, научных исследований, преподавание в творческом коллективе. Меня привлекают вопросы изучения процессов художественного творчества. Более всего – создание картины, ее композиционная целостность, а также законы восприятия изобразительного искусства зрителями. Преподавание изобразительного искусства – это своеобразное сотворчество.  Стараюсь учиться у студентов новому взгляду на жизнь, новому отношению к жизни. Я наблюдаю, как они подходят к заданиям, проблемам, и жизненным в том числе. Мне интересен и сам студент, как художник, педагог и человек.

 

Что бы Вы посоветовали сегодняшним студентам?

Не замыкаться в узком кругу полученных знаний, умений и навыков. Шире смотреть на мир и на культуру. Интересоваться разным искусством – современным, классикой, видеть классику через призму современных проблем.

 

Сотрудники, выпускники и обучающиеся ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского поздравляют Сергея Алексеевича с Днем рождения и желают крепкого здоровья, ярких  событий, успехов во всех делах и начинаниях, неиссякаемой энергии, вдохновения, счастья и благополучия!


Поделиться:   

Официально