- Как предотвратить буллинг? Какие меры предпринять, чтобы разрешить конфликт? -- ЛГПУ

Как предотвратить буллинг? Какие меры предпринять, чтобы разрешить конфликт?

Как предотвратить буллинг? Какие меры предпринять, чтобы разрешить конфликт?


В настоящее время все чаще из средств массовой информации мы слышим тревожные истории о буллинге среди подростков. Истории травли в школах получают широкий общественный  резонанс. Директор Института психологии и образования Елена Семеновна Бычкова дает экспертные рекомендации о том, как профессионально и максимально эффективно необходимо построить работу в образовательных учреждениях по профилактике и предотвращению буллинга и его последствий.

- Елена Семеновна, какие меры необходимо предпринимать для предотвращения подобных явлений в школе?

Для начала хочу процитировать слова выдающегося педагога-новатора Симона Львовича Соловейчика: "Воспитание детей – старейшее из человеческих дел, оно ни на один день не моложе человечества; оттого оно кажется несложной работой: все справляются, и мы справимся. В действительности взгляд этот обманчив... и это сложнейшее из дел".

Агрессивное преследование одного ребенка другими – не беда одной семьи или одной школы. Это лакмусовая бумажка, определяющая степень несовершенства и неэффективности воспитательного воздействия на подрастающее поколение квалифицированных специалистов в образовательном учреждении, а также родных и близких людей в семейной среде.  Если не они, то кто же воспитывает по большому счету сегодня наших детей? Получается, что все школьные мероприятия, классные часы, выполняющие воспитательные задачи, соответствующие ФГОСам и развивающим программам не оставляют следа в душе ребенка, не проникают в его сознание и не формируют те основные устои в личности: совесть, нравственность, способность к сопереживанию, дружбе, любви. А в семьях мы сегодня наблюдаем дефицит внимания, безусловной любви, осознанного и планомерного  воспитательного воздействия со стороны родителей, дети живут в атмосфере попустительства, замалчивания или убегания от проблем. И школа, и родители потеряли свою авторитетную значимость для подростков. Но они растут, расширяют границы своего социума, в них сильно стремление самоутвердиться, проявить себя, завоевать определенный статус в группе сверстников. В этом возрасте любому ребенку нужен кумир, пример для подражания. И тем подросткам, которым взрослые в свое время не растолковали «что такое хорошо и что такое плохо», приходится ориентироваться на антисоциальные примеры, которых в сегодняшней нашей жизни пруд пруди.

Поэтому меры надо принимать не только тогда, когда «жареный петух уже клюнул», а гораздо раньше. Самая главная и действенная  мера, по моему мнению, – принять за национальную идею воспитания счастливого и здорового подрастающего поколения. Не на бумаге, не для галочки и отчетов, а всем миром, всеми фракциями, министерствами, департаментами и отделами. Потому что нет ничего более ценного в любом государстве, в любую эпоху, чем подрастающее поколение. Это наше с вами будущее. Будущее нашей страны.

Сначала надо взрастить и обучить поколение счастливых и успешных учителей, потому что есть одна важная закономерность – мы можем передать другому только то, что есть в нас самих. Не уставшие, «выгоревшие», с неустроенной личной жизнью учителя должные ВОСПИТЫВАТЬ, им дети не поверят. Пора понять, что поколение нынешних школьников, далеко ушло и во многом опережает развитие самих учителей. Оно не воспринимает приказы и поучения, им нужен друг, авторитетный товарищ, понимающий их возрастные запросы и проблемы, который не дает готовых рецептов и ответов, а настраивает на серьезные размышления о себе, своем будущем, связи с другими, совершенствовании своей личности.

Я говорю о системном уровне, потому что навести порядок в одном классе или школе – это результат хороший, но если система несовершенна и дает сбой, то этот хороший результат утонет и не получит дальнейшего укрепления и распространения.

Агрессивность и различные формы девиаций у подростков, тема не новая, вспомнить хотя бы книгу «Заводной апельсин» Энтони Берджесса или известный на весь мир роман Уильяма Голдинга «Повелитель мух». Эти явления были, есть и будут, но в литературном произведении все происходящее утрированно, что ошеломляло и поражало читателя, а теперь мы все это можем наблюдать в нашей обыденной жизни. В обычном провинциальном городе, в самой обычной школе. И страшно подумать до чего мы можем докатиться, если ничего не предпринимать, кроме критики и поиска виноватых.

Как необходимо действовать родителям детей и преподавателям школы, если факт уже имеет место быть?

В первую очередь привлечь квалифицированного практикующего психолога для работы  с пострадавшим подростком.  Затем собрать и напомнить родителям, что они несут полную ответственность за своих несовершеннолетних детей, за их морально-нравственный облик и общественное поведение.

Срочно начать продолжительную и регулярную работу с теми классными коллективами, в которых учатся дети, вовлеченные в эту ситуацию по коррекции девиантного поведения и развитию личности подростков.

Педагогам школы провести родительские собрания и далее налаживать плодотворное регулярное взаимодействие с родителями своих учеников по поводу совершенствования навыков воспитания детей в семье. В родителях надо ВОСПИТЫВАТЬ способность быть авторитетом, позитивным примером и «ресурсным» взрослым для своих детей. Важно вести профилактику без надменности, лицемерия, приказов, авторитаризма с одной стороны и дешевого авторитета и заигрывания с другой.

Родителям необходимо обратить пристальное внимание на атмосферу в своих семьях, постараться прочувствовать, как их детям живется в условиях, которые создают им взрослые, постараться наладить доверительную связь с детьми и выяснить их жизненные приоритеты, душевные нужды и проблемы. Не получится самостоятельно справиться с этим, значит, привлечь опять же квалифицированных специалистов. Их у нас сейчас немало.

 


07.02.2020



Поделиться: