- Доцент филфака А.С. Кондратьев участвовал в работе круглого стола в Государственной Думе РФ -- ЛГПУ

Доцент филфака А.С. Кондратьев участвовал в работе круглого стола в Государственной Думе РФ

«Русский мир – все-таки pro, а не contra» – таков вывод круглого стола, который работал в Госдуме РФ. Участником мероприятия был доцент филологического факультета ЛГПУ Александр Степанович Кондратьев.

27 октября 2015 года, накануне Дня единства и в преддверии ассамблеи Русского мира, в Государственной Думе РФ проходил круглый стол «Русский мир в глобальных цивилизационных процессах», посвященный одной из актуальных проблем современности – значению России в изменяющемся мире. В.А. Никонов, председатель комитета ГД РФ по образованию, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, известный политолог и общественный деятель, представил свою новую книгу «Код цивилизации. Что ждет Россию в мире будущего?» (М., 2015).

Еще Н.Я. Данилевский в фундаментальном труде, базовом фрагменте современной политологии, «Россия и Европа» пришел к неожиданному для системы гуманитарных представлений своей эпохи выводу – общечеловеческие ценностные ориентиры есть не что иное, как попытка желаемое выдать за действительное, тогда как национальные доминанты, социально-исторические и нравственно-культурные, обозначают вектор движения мира во времени. Книга В.А. Никонова, посвященная, кстати, студентам, что весьма примечательно, вышла в свет после обсуждения проблем современности на Валдайском форуме 2015 года, когда Президент России В.В. Путин со всей очевидностью и конкретикой обратил внимание на непреложность учета фактора национального миропонимания. И в знаковой для наших дней, преисполненных тревоги и надежды, работе В.А. Никонова развиваются идеи гуманитарной науки, сосредоточенной на выявлении своего пути России в мировом процессе, ведь, как особо подчеркивает автор, историк и политик: «Россия одно из немногих государств на планете, которые могут похвалиться пятью веками непрерывного суверенного существования, не прерванного завоеваниями извне или нахождением под чьей-то сторонней властью». Так что признание духовно-нравственного кода становления России на путях общественно-социального самоутверждения способно ответить на вызовы «тайнописи» (ведь если код, то, значит, побуждает к разгадке) отечественной истории.

В.А. Никонов в своем выступлении сосредоточился на обозначении характерных черт российской цивилизации, которую не дано подверстать под европейские стереотипы мышления и стандарты обустройства: если Запад на протяжении своей истории отвечает на угрозы соседа, как экономические, так и социальные, то Россия поставлена перед дилеммой: либо смерть, либо рабство, в английском языке нет слова «совесть» с русским значением, – совпадение же отслеживается по ключевому значению как сознание. Русский мир, таким образом, не столько геополитический проект, сколько глобальная общность – духовно-нравственный феномен миропонимания в системе категорий сопричастности судьбы человеческой и высших начал.

В своей книге В.А. Никонов убедительно показывает, что современный, так и не ставший однополярным, мир формирует множество моделей развития, актуализирующих национальную, религиозную, историческую специфику каждой страны. И поэтому движение Русского мира в истории уравновешивает предложенное еще в 1946 году Уинстоном Черчиллем в фултонской речи объединение англоязычных народов, подпавших так или иначе под влияние американских переменных. Русский мир становится в современных условиях одной из констант на духовно-историческом перепутье.

29.10.2015



Поделиться: