Институт
естественных, математических и технических наук
Институт
филологии
Институт
психологии
и образования
Институт
истории, права
и общественных наук
Институт
культуры
и искусства
Институт
физической культуры
и спорта

Как стать "Кулибиным"


Как все начиналось

В ЛГПУ В.П. Тигров прошел с1981 года путь от старшего лаборанта кафедры до профессора и заведующего кафедрой технологии и технического творчества. Сегодня его имя известно далеко за пределами области, он является признанным авторитетом в сфере  научно-технического творчества. Без преувеличения будет сказано, он знает об изобретательстве все и способен научить техническому творчеству любого.

На его счету боле ста научных работ, опубликованных как в местной, так и в центральной печати. Им создан «инкубатор» изобретателей Липецкой области, где осуществляется обучение изобретательской деятельности школьников, студентов, преподавателей вузов и представителей промышленных предприятий.

Под его руководством 12 студентов являются победителями программы «У.М.Н.И.К».,  организованной Российским Фондом содействия развитию малых форм предприятий в в научно-технической сфере, его ученики неоднократно становились победителями на Международных конкурсах инновационных достижений в России, в Хорватии, Тайване и др. странах.

По разработанным Тигровым программам обучения инновационной деятельности успешно работают в СОШ №29 г.Липецка, в ЦМИТ «Новатор» («Основы нестандартного мышления»), в ЛГПУ -  ведутся «Основы творческо-конструкторской деятельности» и «Организация и управление инновационной проектной деятельности учащихся».

В.П.Тигров является организатором областного и регионального движения по развитию технического творчества учащейся молодежи. Под его руководством работает ежегодная конференция «Творческая конструкторская деятельность учителей технологии, учащихся школ, профессиональных училищ и студентов факультета технологии и предпринимательства».

Осенью 2018 года в ЛГПУ по инициативе В.П.Тигрова  был открыт центр молодежного инновационного творчества "Перспектива", где  будут обучать молодежь решению технических задач, основам предпринимательской деятельности и организации промышленного производства.

В.П. Тигров является лауреатом премии имени К.А.Москаленко (2017г.), награжден Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ, нагрудным знаком "Почетный работник высшего профессионального образования РФ".

Ниже мы публикуем фрагменты из материалов о В.П.Тигрове из местной и центральной печати.

Как воспитать гения

« Тигров убежден: практически из любого ребенка можно сделать гения, используя методики активизации творческой деятельности учащихся, такие, как теория решения изобретательских задач, поиск аналогов, синектика, морфологический анализ и другие. Эти методики вместе с практическими тренингами дают поразительные результаты. Иногда на одном часовом занятии воспитанники Тигрова придумывают до пяти изобретений.

— В России много удивительно талантливых ребят. Феномен Левши — простого человека из народа, владеющего уникальными способностями, для нас не исключение, а закономерность. Просто надо, чтобы в нужный момент рядом с подростком оказался мудрый, спокойный, никуда не спешащий человек, готовый подсказать, помочь, объяснить, направить, — говорит Вячеслав Петрович.

Однажды, выступая на семинаре перед преподавателями ЛГПУ, он высказал мысль о том, что изобретателем может быть человек, не имеющий никакого отношения к технике. Тогда педагоги решили познакомить с методиками активизации творческой деятельности студентов всех шести институтов вуза. Были организованы группы научного творчества, успешно работающие сегодня.

— Я знаю преподавателей, утверждающих, что научить изобретать нельзя. И переубедить их очень трудно. Но я провел самый удачный педагогический эксперимент на младшем сыне, и сейчас он явно обходит меня по количеству изобретений, на лету осваивая новые технологии, — говорит Тигров». («Липецкая газета», 10.08.2018)

О методике

«Вот видите шесть патентов – это всё изобретения учеников 4-го класса одной школы. А сколько ещё не запатентовано! При желании наши дети могли бы выдавать по 200 изобретений каждый год. Это вполне реальная цифра. Каждого ребёнка можно сделать гениальным – мы это доказали на практике. Нужно просто научить его нестандартно мыслить. Наверняка вы слышали о людях, которые умножают в уме двух и трёхзначные числа. Все удивляются их способностям, но на самом деле в них нет ничего удивительного. Просто нужно знать несколько приёмов. Например, как возвести в квадрат число, оканчивающееся на 5? Всё, что нужно сделать, – это умножить первую цифру на число, которое на единицу больше, и добавить в конце 25. То же самое в изобретательстве. Есть масса приёмов, которые помогают решать задачи. Мы учим детей их использовать. Конечно, в этом деле очень важна практика. Можно долго рассказывать ребёнку, как нужно ходить, но он не пойдёт, пока сам не попробует. Так же и здесь: мы даём детям огромное количество задач – до 5 тысяч в год, а потом, когда видим, что они уверенно с ними справляются, незаметно подсовываем задачку с производства, и они решают её, причём нестандартно. Так мы преодолеваем ещё и установку на неудачу». ("Аргументы и факты", 08.02.2017 г.)

О внедрении

«Недавно мы провели такое исследование: взяли несколько ведущих изобретателей Липецкой области и посмотрели их результативность: как много изобретений внедрено в реальную жизнь. Оказалось, у большинства таковых практически нет. А причина, на мой взгляд, в низком уровне культуры руководителей предприятий и отсутствии у них гибкости в плане восприятия инноваций. Многие из них заинтересованы в том, чтобы получить прибыль здесь и сейчас, и только единицы готовы работать на перспективу. В какой-то степени их тоже можно понять. Чтобы внедрить в производство одно простое изобретение, нужны огромные средства, а окупится оно лет через пять-семь. Рисковать сегодня никто не хочет.

Мы не стремимся изобретать то, что никому не пригодится. Мы берём конкретное предприятие, где изучаем определённые проблемы и стараемся предложить руководству новаторский способ их решения, притом – с наименьшими финансовыми затратами. Сегодня это тоже важно. Одним словом, нужно подстраиваться под производителя. И у нас уже есть внедрённые изобретения. Например, специальные форсунки с датчиком удалённого контроля: они помогают водителю сельхозтехники контролировать расход жидкости для обработки полей, не выходя из кабины. Почему это важно? Раньше, если форсунки забивались, водитель этого просто не замечал, и поля оставались частично не обработанными. А теперь, когда форсунки забиваются, об этом сигнализирует специальная лампочка. Ещё одно изобретение – замок для запорной арматуры. Он препятствует несанкционированному доступу посторонних лиц к газовому крану. Раньше любой злоумышленник мог легко его перекрыть и тем самым спровоцировать взрыв, теперь это исключено» («Аргументы и факты», 8.02.2017)

Что делать?

«В прошлом году под руководством профессора на базе одной из школ Воловского района реализовали интересный проект — учащиеся прослушали лекции по техническому творчеству, а затем прошли практику на базе кафедры технологии и технического творчества ЛГПУ, познакомились с работой нескольких липецких предприятий. В результате появился распылитель для жидких ядохимикатов, изобретение отмечено золотой медалью на Международном салоне интеллектуальной собственности «Архимед».

Всего за годы занятий техническим творчеством Вячеслав Тигров вместе со своими учениками разработал более 700 ноу-хау. Многие из них сегодня применяются на практике, в том числе в ООО «Авион», ООО «Липецккомпозит», других липецких предприятиях.

По словам профессора, сегодня необходимо формировать открытую образовательную среду, включая в нее школьников, студентов, преподавателей вузов, а также специалистов производственных и исследовательских учреждений. Это позволит приблизить образовательный процесс к производственному, адаптировать учащихся к реальным потребностям жизни.

— Сегодня мы, работая с молодежью и детьми, осваиваем метод системного подхода к развитию технического творчества учащихся «Школа–вуз–производство». Пока сделать этот цикл законченным до конца не удается. К сожалению, далеко не все предприниматели спешат вкладывать деньги в новые изобретения. Им нужна сиюминутная прибыль, а не долгосрочные инвестиции». ("Липецкая газета", 10.08.2018 г.)

Коллектив преподавателей и сотрудников ЛГПУ поздравляет Вячеслава Петровича Тигрова с юбилеем!

Уважаемый Вячеслав Петрович! Ваши энергия, талант, умение работать, ставить и решать сложнейшие задачи служат примером, который воодушевляет, заставляет поверить в собственные силы  учеников, коллег и близких.

Желаем неиссякаемого вдохновения и творческой энергии! Пусть всем вашим планам будет суждено сбыться, а будущее ознаменуется еще более значительными достижениями, принося успех и моральное удовлетворение от проделанной работы.

Искреннее желаем вам и дальше сохранять молодость души, неугасающий интерес к жизни, а также крепкого здоровья и долголетия.

 


Поделиться:   
«Кулибин» ЛГПУ профессор Вячеслав ПетровичТигров">

Официально