- «Опыт советской школы, который нужен сегодня» -- ЛГПУ

«Опыт советской школы, который нужен сегодня»

Опыт советской школы, который нужен сегодня


Автор публикации обращает  внимание читателей на то, что «липецкий урок» в советской школе появился, когда образование находилось в состоянии кризиса. Новаторские поиски учителей получили огромный отклик у коллег по всей стране. Новые методические рекомендации, которым в профессиональной среде дали название «липецкий опыт», закрепились в школе.

Возможно ли сегодня использовать идеи «липецкого урока»?

Автор считает, что  школьное образование вновь находится в кризисе. Лучшие педагоги говорят, что дети вновь уходят из школ по той же причине, что и 70 лет назад. Школа перестала отвечать запросам учащихся. История развивается по спирали. Это значит, что уже совсем скоро нас ждут радикальные перемены. Когда они произойдут — вопрос времени.

«Что интересно, за 50 лет, которые прошли с момента утверждения липецкого опыта в образовании, некоторые постулаты педагогов не потеряли актуальности и сейчас. Более того, идеи, предложенные Москаленко в 1960 году, преподносятся сегодня как что-то совершенно новое. Почему так происходит? Почему идеи, которые когда-то легли в основу современного подхода к обучению, запылились, и теперь мы вновь изобретаем велосипед?

Из-за непомерных нагрузок и бюрократической волокиты в образовании произошел откат. Учителя выгорают в профессии. Им некогда подумать, как они могли бы заинтересовать детей учебным материалом, им некогда обменяться опытом в профессиональном сообществе, они погрязли в рутине — картина точь-в-точь, как в 50-х годах»,- утверждается в публикации.

Что же сделать, чтобы вернуть детей в школу, а вместе с этим живой интерес к обучению? Что в «липецком уроке» имеет наибольший потенциал? С точки зрения автора, это следующие идеи  К.Москаленко:

Первое: обучение должно быть связано с жизнью.

Задания должны быть такими, чтобы ученики понимали, как они смогут применить полученную информацию на практике. Тогда у детей не возникнет вопроса «зачем мне это все нужно», и они с готовностью будут ходить на занятия.

Второе: важно выявлять способности, склонности и таланты учеников и развивать их.

Это то, что сейчас называется индивидуальным подходом к обучению. Если мы научимся правильно выявлять таланты и способности детей и будем распределять их в группы в соответствии с их природными склонностями, вопрос мотивации будет решен.

Также можно связать таланты учеников с внеклассной работой, давать детям действительно интересные индивидуальные задания, которые побудят их к исследовательской деятельности.

Третье: пора уходить от объемных домашних заданий.

Москаленко настаивал, что дети должны работать преимущественно на уроке и получать домой небольшое количество заданий, необходимое для закрепления пройденного материала.

С годами количество информации в школьной программе увеличилось, а значит, возросло количество домашних заданий. И хотя СанПиНы достаточны строги в отношении распределения нагрузки на учеников, по факту эти правила мало кто соблюдает.

Пример: в теории шести— восьмиклассник не должен проводить за выполнением уроков более 2,5 часов в день.

Что мы видим на деле? Ученик, который хочет более или менее хорошо успевать по всем предметам и действительно подходит к домашнего задания ответственно, сидит над тетрадями не меньше четырех часов в день.

Четвертое: надо менять учебный материал под потребности учеников.

Талмуды, написанные академиками наук, — не та форма подачи информации, которая подходит поколению Z.

Презентации, клипы, коллажи, игра, интерактивная лекция — это лишь малая часть форм, в которые можно упаковать новые знания.

Пятое: важно уходить от шаблонности.

Когда липецкие учителя отказывались от старых методов преподавания, они предложили систему поурочного планирования, в основе которой был творческий подход к организации урока, отказ от схем, заранее предписывающих определенный ход урока. Они говорили: творите, придумывайте такой урок, чтобы держать класс под контролем.

Шестое: стоит уходить от формальностей.

Москаленко первый предложил, чтобы дети, отвечая на уроках, не вставали. В результате экспериментов он выявил, что формальности «съедают» время урока. Когда их нет, дети меньше отвлекаются, соблюдают дисциплину, учебный процесс не прерывается, уроки становятся более эффективными.

Сюда же можно отнести вопрос об изменении организации обучения в целом. Методом проб и ошибок нужно искать те формы работы, благодаря которым дети начнут развиваться. Возможно, для этого потребуется заменить  парты на диваны,  или вовсе убрать мебель из классов, сделать уроки по 30, а не по 45 минут. Насколько нововведения будут эффективными и помогут удержать детей в школах, покажет время. Главное — пробовать.

Полностью познакомиться с публикацией можно здесь: https://woman.rambler.ru/children/41170183/?utm_content=rwoman&utm_medium=read_more&utm_source=copylink

фото с сайта Rambler.

 


01.11.2018



Поделиться:   
«липецкого урока» в современной школе">