- Студенты ЛГПУ во время археологической практики нашли артефакты эпохи неолита -- ЛГПУ

Студенты ЛГПУ во время археологической практики нашли артефакты эпохи неолита

На протяжении многих лет кандидат исторических наук, заведующий кабинетом археологии и этнологии ЛГПУ Роман Викторович Смольянинов организует выездные педагогические практики студентов-историков на раскопках стоянок эпохи неолита в различные районы Липецкой области. Обычная вожатская практика превращается в масштабное научно-воспитательное мероприятие, в котором кроме студентов университета принимают участие почти 100 учащихся школ области. В этом году экспедиция работает в июле. Лагерь Романа Викторовича – это достаточно солидная территория с десятками больших и маленьких палаток, крытой столовой, прекрасными поварами, вкусным качественным меню, холодильниками, теннисным кортом, душами, футбольным и волейбольными полями и еще множеством удобных вещей, которые делают пребывание ребенка в полевых условиях разнообразным, развивающим и комфортным. Место стоянки, где жили люди 5,5 тысяч лет назад – Васильевский Кордон 27 – нашли в 2007 году студенты-историки ЛГПУ. Несмотря на скромное финансирование, уже удалось сделать очень многое. За 11 лет исследований в пойме правого берега р. Воронеж между сёлами Ратчино, Преображеновка, Кривец и посёлком Дальний Добровского района Липецкой области удалось открыть около 80 новых памятников археологии. Широкомасштабными раскопками удалось исследовать много уникальных памятников археологии: поселения Васильевский Кордон 3, 7, 17, 23, 27, Ратчино 6 эпох мезолита – бронзы (9-2 тыс. до н.э.). За эти годы на памятниках археологии удалось выявить древнейшую керамику на территории Липецкой области, первые свидетельства металлургии – изделия из меди, три могильника древних людей эпох неолита и бронзы, первые янтарные украшения, сотни каменных наконечников стрел и копий, сотни каменных скребков, десятки каменных топоров и тёсел, ритуальные талисманы – обереги из камней и зубов хищных животных, гарпуны, кости медведей, рыси, лося, тарпана, бобра, щуки, сома, черепахи.

На примере подобных исследований в рамках экспедиции дети изучают прошлое нашего народа, историю и природу Липецкого края. В ходе самостоятельного исследования ребята получают возможность непосредственно соприкоснуться с материальной культурой наших предков, получить сведения о древнейшем прошлом нашего края. После завершения полевого этапа дети используют полученные знания для проведения самостоятельных научных изысканий, путём написания рефератов и участия в краеведческих конференциях. Таким образом, ребята уже в школе получают опыт проведения полноценного научного исследования от непосредственной работы с историческими источниками, их обработки и интерпретации до обобщения полученных данных.

Часть этих детей, окончив школу, поступают в наш университет. Не стал исключением и этот год. Выпускники школ приехали в лагерь, уже сдав документы для поступления в институт истории, права и общественных наук нашего университета и истфаки других вузов страны.

В работе экспедиции одну из главных ролей играли 9 студентов-историков ЛГПУ – вожатые археологического лагеря. Они делают пребывание участников экспедиции на природе интересным и содержательным: поэтические вечера, футбольные и волейбольные турниры, реконструкция праздника "Иван Купала", театрализованные праздники "Тропа ужасов", "Посвящение в археологи", уроки гитары, теннис – лишь малая часть программы, разработанной для детей нашими студентами.

Конечно, успех дела Романа Викторовича определяет и его команда: педагоги липецкий школ, которые ежегодно помогают ему организовать археологический лагерь. Это выпускница исторического факультета ЛГПУ, учитель школы № 20 Елена Александровна Дручинина (победитель конкурса «Учитель года» 2015 г. в номинации «Сердце отдаю детям»), Галина Ивановна Тимошина (школа № 46), Татьяна Валерьевна Мосолова (школа № 29), Юлия Борисовна Рудометкина (школа № 61).

Несомненно, гораздо большую научную и образовательную составляющую лагеря удалось достигнуть привлечением специалистов из других городов и стран. В работе экспедиции приняли участие антрополог – выпускник исторического факультета ЛГПУ, сотрудник института этнологии и антропологии имени Н.Н. Миклухо-Маклая РАН г. Москва Свиридов А.А., палеозоолог – сотрудник института зоологии имени И.И. Шмальгаузена НАН г. Киев, к.б.н., Яниш Е.Ю., орнитолог – старший научный сотрудник Государственного Дарвиновского музея, к.б.н., Иванов А.П., археолог – выпускник исторического факультета ЛГПУ, начальник отдела археологии ОБУК Государственная дирекция по охране культурного наследия Липецкой области.

Е.А. Дручинина: Археологический лагерь – абсолютно особый организм, где ребенок чувствует себя взрослым, ответственным и самостоятельным человеком. В школах нет возможности проводить уроки-«погружения» в профессию, но лагерь в этом плане является эталоном социализации и ценностного воспитания. В нём дети обретают новых друзей, навыки самообслуживания, взаимоподдержки, взаимовыручка и массу полезных навыков: рубить дрова, стирать свои вещи, мыть посуду. В этом большую роль играют вожатые из нашего вуза. Жизнь на природе, подальше от гаджетов, приобретение навыков здорового образа жизни, спорт, туризм, купание, физический и интеллектуальный труд закаляют волю и физические силы ребенка. Такой отдых уникален».

Говорят студенты-практиканты ЛГПУ, вожатые археологического лагеря:

Ролдугина Диана, ПИ-3: «Лагерь раскрывает таланты. Самые простые дети начинают писать стихи, петь, учатся слушать природу. Спорт у нас обязателен. Отсюда ребенок возвращается обновленным, креативным и здоровым».

Вера Ампилогова, ПИ-3: «Для меня лагерь – это возможность реализовать себя в педагогике. Первый шаг в профессию должен быть красивым, уверенным и неповторимым».

Настя Эйрих, ПИ-3: «Археологический лагерь – это потрясающее место. Не ощутив первозданности древнего мира, невозможно стать историком. Учу детей всему, что знаю и умею сама: понимать природу, чувствовать живые нервы истории, правильно говорить, общаться».

Наташа Горяинова, ПИ-3: «Здесь я получила уникальные впечатления, научилась лучше взаимодействовать с людьми, сблизилась с детьми, начала заниматься практической, но не книжной педагогикой. Раскоп – это возможность прикоснуться к истории, прошлому, узнать, что было до нас».

Р.В. Смольянинов: «Таким образом, в результате работы экспедиции 2016 года нам удалось исследовать два памятника археологии: «Ратчино 6» и «Васильевский Кордон 27». Мы выявили многочисленные керамические материалы эпох бронзы и позднего неолита (2-4 тыс. до н.э), изделия из камня, кости и два погребения эпохи неолита. Подобные результаты удалось достигнуть в результате тесного сотрудничества с Липецкой областной научной общественной организацией "Археолог"».

 


24.07.2016



Поделиться: