- Наследники основоположника Липецкой педагогической школы К.А. Москаленко передали в дар ЛГПУ архивы ученого! -- ЛГПУ

Наследники основоположника Липецкой педагогической школы К.А. Москаленко передали в дар ЛГПУ архивы ученого!

 

Проект пресс-центра:

 

«Золотой фонд Липецкого педагогического опыта»

 

К.А. Москаленко – поистине титаническая личность в педагогике ХХ века. С.А. Шмаков писал: «Он бросил первый валун в мертвое озеро дидактики, и в стране пошел обвал поисков и открытий в сфере обучения и развития детей.

 

В.К. Рвачева утверждала: «Москаленко предложил настоящий фейерверк новых методических приемов и решений, создающих новую мотивацию учения, новую атмосферу работы – радостную, наполненную смыслом и ответственностью».

 

К.А. Москаленко – интеллигент, патриот, аналитик, обладавший талантом уникального предвидения направлений развития педагогики нового времени. Стратег и тактик, мечтатель и деятель, романтик и прагматик, он органично объединял в себе все необходимые качества Педагога будущего.

 

Константин Александрович преподавал в Липецком государственном педагогическом институте с 1954 по 1984 годы. Яркая, незаурядная личность, он коренным образом реконструировал содержание и форму стандартного школьного урока, привнеся в него динамику, темп и интеллектуальную активность. Москаленко ввел инновации, которые сделали процесс обучения субъектным, лично значимым и ценностно окрашенным. Сегодня большинство из нас не помнят имени автора многих, кажущихся общепринятыми, приемов обучения: кажется, что они были в практике школы всегда. А 50 лет назад неприятие его идей бюрократически настроенными учителями, разгромные статьи в центральной прессе, предательство подорвали силы фронтовика, прошедшего всю войну, участника Парада Победы. Сегодня мы отдаем ему должное и утверждаем, что его инновации, противопоставленные рутинному преподаванию, способствовали рождению творческих личностей, которые умели к любому процессу подходить как к многофункциональной полифонической задаче, имеющей массу граней, смыслов и аспектов. Такой подход воспитывал исследовательское мышление, умение видеть актуальное, живое содержание в любом явлении, рождал аналитические способности вместо традиционных репродуктивных. Недаром популярность Константина Александровича тогда была просто фантастической. Посетить его уроки стремились учителя с Камчатки, из Сибири, Краснодарского края и т.д., причем, в основном, ни о каких командировочных расходах речи тогда не было, люди ехали за свои средства, по своей инициативе. Из-за наплыва гостей уроки К.А. Москаленко часто проводились в актовом зале. Живой, артистичный, эмоциональный, словно дирижер, управлял педагог работой каждого из учеников. Работа в группах, ответы с места, интенсивная интеллектуальная деятельность каждого, взаимные проверки учеников превращали класс в подобие творческой лаборатории, где оттачивался аналитический аппарат, способности к синтезу-анализу информации, механизмы использования приемов индукции и дедукции при расширении предметного поля знаний. Сегодня методиками К.А. Москаленко пользуются в Чехословакии, Болгарии, Индии, Аргентине и других странах. Они лежат в основе множества инновационных программ, являясь их фундаментальным методологическим принципом.

 

Семья Константина Александровича – его сын Евгений Константинович, сноха Ольга Андреевна и внук Константин решили, что архивы знаменитого ученого должны храниться там, где рождались его идеи, где оттачивались теории. Архивы были переданы и.о. ректора университета Нине Владимировне Фединой. Предполагается, что документы будут описаны, проанализированы и сохранены в экспозиции аудитории, которой будет присвоено имя К.А. Москаленко. Среди переданных документов – личная переписка ученого, конспекты его лекций, стенограммы выступлений, наброски статей и т.д. Их анализ может стать предметом исследования в курсовых работах будущих учителей.

 

 

Сохранение своей истории, тем более, столь славной – достойная задача для студентов и педагогов ЛГПУ.

 

 










 


16.05.2016



Поделиться:   
«Золотой фонд Липецкого педагогического опыта»

">